Маска, я тебя знаю!
Залы информационно-образовательного и выставочного центра Музея изобразительных искусств превратились в… улицы Венеции. Здесь царит феерия праздника. Представленные в виде инсталляций маски стали продолжением фотографий и картин. Зрители могут наслаждаться городским пейзажем, погрузиться в карнавальное шествие или увидеть, как маска преображает представительниц прекрасного пола, – такие дополняют портрет.
Традиция закрывать лицо в дни проведения карнавала родилась столетия назад и сразу пришлась публике по душе. В Венецию стекались люди из разных мест. Синьоры и синьорины могли позволить себе несколько веселых мгновений – лица скрыты, поэтому кто прячется под маской, неизвестно. Вельможа ли? Бедняк? Красавица? Маска надежно хранила тайну.
С маской связана еще одна традиция, и она более печальна. В Средние века европейские города были охвачены эпидемией чумы, люди молились о ее окончании. А лекари, идя к больному, надевали маску, чтобы не заразиться самим, – такую называли «Чумной доктор». В ее большой «клюв» в области носа закладывали душистые травы или чеснок.
Выставку отличает большой размах: в экспозиции представлено около 70 различных масок. Традиции их изготовления идут из прошлого, однако «разбавляют» их современные модные течения. Богатые материалы – сусальное золото, бархат, шелк, кружево, полудрагоценные камни, стразы и перья птиц – украшение венецианской маски – это не только искусство, но и кропотливый ручной труд. Особенно завораживают изящные маски венецианских дам. Это буйство цветов – от нежных голубых и розовых до магически-фиолетовых. Самые узнаваемые здесь маска Зорро – «Баута» (это воплощение образа Призрака) и «Чумной доктор». Кроме того, на выставке встречается несколько вариантов маски «Джокера», веселого авантюриста и обманщика. Интересны маски в виде кошек. В Венеции этих пушистых зверьков мало, поэтому местные жители относятся к ним с особым трепетом. Была придумана даже маска в виде кошачьей мордочки – «Гатто».
Трехликая театральная маска тоже привлекает внимание. Одна ее часть – веселая, вторая – грустит. А вот в середине – маска с открытой нижней частью, она позволяла актеру во время представления дарить свои эмоции публике.
Каждая маска на выставке дополнена экспликацией, чтобы посетители музея могли познакомиться с ее историей.
Гостей ждут мастер-классы по росписи венецианских масок, бесплатный аудиогид, возможность сделать фотографию, примерив маску в красивых интерьерах.
– Раньше такая работа была семейным ремеслом, мастера из поколения в поколение передавали не только свой опыт, но и секреты. В экспозиции представлены маски XX века, а также современные произведения, которые изготавливались либо на заказ, специально для проведения карнавала, либо для украшения интерьера. История венецианских карнавалов начиналась в Древнем Риме, затем их традиции были перенесены в 1094 год (народные гулянья предшествовали Великому посту перед Пасхой и завершали зиму). Потом на долгое время маскарады были забыты и возобновлены только в XX веке. Руку к их возрождению приложил знаменитый французский модельер Пьер Карден. Появилась мода на маски и соответственно появились их разновидности, но от традиций по-прежнему стараются не отходить.
Кроме того, гостей ждут мастер-классы по росписи венецианских масок, бесплатный аудиогид, возможность сделать фотографию, примерив маску в красивых интерьерах.
Фото автора и Екатерины СОЛОВЬЕВОЙ.