15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Человечки рождаются свободными!

24.03.2022

На сцене ИКЦ состоялась калужская премьера постановки режиссера Игоря Афанасьева «Запретный плод» по его же пьесе «Человечки». Спектакль прошел при поддержке регионального минкульта и благотворительного фонда «Волонтеры - детям». По словам организаторов, это единственный в театральном мире проект, действие которого происходит в утробе матери.

 

Мир глазами эмбрионов

Остранение - прием, призванный, по словам писателя и литературоведа Виктора Шкловского, вывести читателя или зрителя из «автоматизма восприятия». Часто для этого авторы показывают нам мир глазами какого-то необычного персонажа. Это может быть человек с ментальным расстройством, животное или даже пришелец. Однако драматург и режиссер Игорь Афанасьев пошел еще дальше и вывел в качестве центральных фигур двух эмбрионов в исполнении актеров Московского областного ТЮЗа под руководством Нонны Гришаевой, Антона Богдасарова и Ксении Попович. Они выкатываются на сцену в прозрачных шарах, а когда выбираются из них, то постепенно начинают познавать мир и себя. Зародыши ссорятся и мирятся, рассуждают, поют и танцуют, прислушиваются к тому, что доносится до них из внешнего мира, пока не слышат от скандалящих родителей страшное слово «аборт».

Христианский контекст

По словам автора, он никогда не пишет «под себя» и предпочитает, чтобы его пьесы ставили другие режиссеры. Так произошло и с «Человечками», чья сценическая жизнь началась на Украине и в Румынии, и лишь позднее постановка добралась до России. Здесь пьеса получила благословение патриарха, и тогда Афанасьев решил сам ее и поставить. Позже спектакль получил несколько грантов и отправился в гастрольный тур, одним из пунктов которого и стала Калуга.

Благословение патриарха здесь упомянуто не случайно, ведь «Запретный плод» не только названием отсылает нас к Библии, но и весь проникнут христианскими мотивами, хотя порой и не в самых каноничных авторских интерпретациях. Зародыши прислушиваются к своим создателям, то есть родителям, но при этом пытаются достучаться и до Высшей силы. «Человечки рождаются свободными», - провозглашает эмбрион-мальчик, но при этом то, что автор называет «генетической памятью», сковывает их в гендерных ролях патриархата: женщина должна быть красивой и рожать детей, а мужчина - быть сильным и «убивать мамонта».

Против всего плохого

Стремление к яркой афористичности («любовь - это победа левого полушария над правым», «какая разница, под каким именем умирать?») порой переходит в публицистичность, и спектакль превращается в социальную рекламу. Беременным нельзя курить, плохо пить за рулем и т.д. А попытки секспросвета в духе того, что та же «генетическая память» запрещает нам связи с близкими родственниками и женщинами на поздних сроках беременности, и вовсе выглядят крайне нелепо.

Однако в постановке есть и трогательные сцены о любви и дружбе, о принятии себя и борьбе с темными сторонами. Нашлось в спектакле место и юмору. К примеру, эпизод с выбором имен будущим детям действительно сделан весьма забавно.

Милые бранятся

Во втором действии те же актеры уже оказываются семейной парой на грани развода. И, в отличие от первой части, здесь пьеса проседает. История как будто не понимает, как ей развиваться - как абстрактной притче о мужском и женском архетипах или как психологической драме об отношениях конкретных людей. Мужской персонаж - стереотипный мужлан, который театру и выставкам предпочитает алкоголь, баню и футбол по телевизору, живущий по принципу «не помню - значит, не было». Однако некоторый объем и трагичность этому образу придает полученная на неназванной войне психотравма. У женского персонажа тоже есть психотравма - аборт, совершенный в юности. Но эта деталь практически ничего не придает персонажу, поскольку он прописан слишком пунктирно и существует лишь как противовес мужчине. В их жизнь врывается еще одна женщина, которая говорит, что тоже беременна от этого мужчины. Муж в свою очередь утверждает, что тогда напился и ничего не помнит, но, скорее всего, ничего и не было. В результате оказывается, что у них действительно не было никакой связи, а конфликт с женой удачно разрешается данными мужем под угрозой очередного аборта обещаниями бросить пить, курить и вообще начать совсем другую жизнь.


Приглашение к разговору

Таким образом, второй акт, который должен рифмоваться с первым и за счет большего реализма уравновешивать драматургию, выглядит не слишком убедительно, хеппи-энд кажется искусственным. Впрочем, сам режиссер сказал, что для него идеальный зритель - это мама с ребенком, для которых спектакль станет поводом для откровенного разговора. И тогда «Запретный плод» окажется удачным способом заставить юную аудиторию задуматься о важных проблемах, в то же время не преподнося на блюдечке однозначных решений.


СПРАВКА


Благотворительный фонд «Волонтеры - детям» был открыт в 2010 году. Его подопечные - дети без попечения родителей, дети с тяжелыми болезнями и особенностями развития и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Фонд оплачивает операции и лекарства, обеспечивает быт и развитие нуждающихся детей в больницах, интернатах и семьях, устраивает мероприятия для детей-сирот и многое другое.

В 2014 году фондом был открыт Центр абилитации и социальной реабилитации «Попутный ветер». Там особенные дети бесплатно получают комплексную диагностику и занимаются в различных студиях. Проводится программа поддержки для их родителей.




Екатерина Каратаева: директор НКО «Волонтеры - детям».

Этот спектакль без лишних назиданий, через актерскую игру передает юным зрителям ценности ответственности каждого за жизнь людей, в том числе за жизнь нерожденных детей. И мне показалось интересным и важным показать его подопечным нашего благотворительного фонда.

Автор новости: Денис АЛЕКСЕЕВ.