Один год из жизни учёного
1898 год – особенный в жизни Константина Эдуардовича. В этом году он поставил последнюю точку в рукописи, которая стала первым в мире теоретическим трудом по космонавтике, – «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Из пушки на Луну не полетишь
Еще в 16 лет он придумал центробежную машину для подъема в космос, но, прочитав романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», всерьез взялся делать расчеты и понял, что полет в пушечном ядре возможен чисто теоретически. На практике длина жерла пушки составит километров 300, а ощущаемый человеком вес увеличится в тысячу раз. И снова поиски. В 1896 г. уже набросал контуры пассажирских ракет. В первой работе на эту тему слово «ракета» даже взял в кавычки – настолько необычно было ее новое предназначение. Поиски средства для полета в космос увенчались успехом, работа, создававшаяся около трех лет, была завершена.
Казалось бы, сделано большое открытие (а значение своего труда Циолковский прекрасно осознавал). Надо спешить опубликовать работу, заявить свой приоритет. Однако ученый-энциклопедист всю жизнь трудился параллельно над несколькими проблемами. И в разгар труда над ракетой, в 1897 г., он надолго отвлекается на другую тему. Он изобретает и строит большую воздуходувку – первую в России аэродинамическую трубу для испытания моделей летательных аппаратов. Делает модели, измерительное оборудование, ищет деньги на продолжение работ. Получив субсидию от Российской академии наук в 1900 г., строит вторую трубу, больших размеров, и работа приобретает невиданный размах. С мая 1900-го по март 1902 г. проводит около 10 тысяч опытов, пишет ряд статей по воздухоплаванию.
Макет аэродинамической трубы Циолковского.
История все расставила по своим местам. Аэродинамические эксперименты Циолковского сегодня представляют интерес лишь для научной биографии самого ученого, а работа «Исследование…» установила приоритет нашей страны в разработке теории космического полета. Уравнение движения ракеты позже стало называться формулой Циолковского. Это не просто достояние истории ракетодинамики, а современный рабочий инструмент, на основе которого другие ученые получили новые уравнения, например, обобщение формулы Циолковского на случай околосветовых скоростей. Сегодня получена и формула для «тяготеющих масс» – сверхгигантских ракет, которые будут обладать собственной силой тяготения! Без преувеличения можно сказать, что именно 1898 год обессмертил имя Циолковского.
И вот неожиданный поворот. Летом этого года он написал заметку «Разъяснение молитвы господней и выражение ее живыми словами» – второй вариант «Молитвы», созданной им за несколько лет до этого. Начиналась она словами: «Отец, живущий на небе! Пусть узнают того, кто создавал Солнце, звезды, планеты и живущих на них существ! Пусть узнают про Всесильного, могущего не только создавать мир, но и уничтожать его так же скоро или еще скорее, чем он был создан!»
Создавая научное определение Бога
Религиозные взгляды ученого были далеки от православия и какой-либо другой конфессии. Оценивая человечество как единое целое, он отказывался принимать многообразие религий. Его логика выходила за рамки догматического богословия и многочисленных противоречий между учениями. Циолковский считал ненужной обрядовую сторону религии, хотя ему приходилось и посещать церковь, и говеть – так было принято в обществе, а он работал учителем женского епархиального училища Калуги.
Много лет спустя, отвечая на вопрос, верит ли он в Бога, Циолковский так объяснял свою позицию: «Если вы имеете в виду евреев и христиан разных вероисповеданий – православных, католиков, протестантов и проч., то их учение представляет только смутные намеки на истину со множеством вредных заблуждений, нелепых басен и суеверий. Древние мудрецы, создатели религий, основывались, конечно, на созерцании природы. Но их познание космоса было очень слабо, так как наук тогда еще не существовало… Надо создать научное определение Бога, если мы не хотим расстаться с этим словом… Поистине его (космос) можно назвать отцом и он подходит к нашему определению Бога».
Казалось бы, перед нами чисто материалистическая позиция. Но он с юности интересовался религией, размышлял о ее роли в духовной жизни человека, о руководящей силе судьбы (фатума, рока). И, конечно, много размышлял о бессмертии, о вселенской любви и счастье. Он толковал по-своему деятельность Христа, «улучшал» представление о Боге, создавал собственные тексты молитв, потому что практически всю жизнь ощущал потребность в наличии абсолюта, который он чаще называл Причиной космоса.
В самом конце того удивительного 1898 года ученый приступил к созданию статьи «Научные основания религии» и по этому поводу записал: «Вопрос о вечном блаженстве».
Таков был Циолковский – противоречивым и многосторонним, страстно увлеченным и научными открытиями, и духовными поисками.
Обложка журнала с первой публикацией труда по космонавтике,1903 г.
Вера АЛЕКСЕЕВА,
заведующая отделом научно-просветительной работы ГМИК им. К.Э. Циолковского.