15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Калужский музей изобразительных искусств показывает картину Александра Осмёркина «Верея. Улица»

10.03.2022
Полотно передает обобщающий образ русской провинции, очень уютной, тихой и безмятежной – художник постарался опоэтизировать этот уголок маленького старинного городка.

По словам старшего научного сотрудника музея изобразительных искусств, искусствоведа Василия Григорьевича Пуцко, картина не датирована, но, судя по одежде ее героев, а также по деревенскому виду построек, штакетнику, она написана до войны. Во время Великой Отечественной войны подмосковная Верея пострадала от действий немецко-фашистских захватчиков, затем последовало ее восстановление, и, естественно, с ним поменялся облик города.

Справка

Художник с крестьянскими корнями Александр Осмеркин прошел довольно сложный путь. Несмотря на то что его имя не очень громкое, те, кто увлекается авангардом, его знают. Он родился в семье землемера в 1892 году на юге Новороссии. В дальнейшем учился в реальном училище, действующем в родном Елисаветграде (ныне – Кировоград, Украина). Уже во время учебы у юноши проявилась тяга к искусству: он рисовал, нашел себя в самодеятельном театре. Затем пытался получить художественное образование в Петербурге.

Судьба бросала Александра по городам. Молодой творец оказался в Москве, где примкнул к авангардистам, участвовал в выставке авангардного объединения художников «Бубновый валет».

«Авангардное движение появилось в России на рубеже XIX – XX веков. Его представляли братья Бурлюки, Фальк, Малевич, Кандинский. Тогда эти имена в художественной среде старались не называть. У них не было элегантности исполнения, которая свойственна, например, мирискусникам, старавшимся воскресить лучшие традиции классического искусства. Авангардисты считали себя революционерами в творчестве, продвигающими новые идеи. И, конечно, «на ура» приняли революцию 1917 года. Вместе с тем в то время Александр Осмеркин выставлялся с объединением «Мир искусства» и был очень горд, что его талант признали. В дальнейшем художник пересмотрел свои взгляды, стал работать в духе реализма», - рассказывает Василий Пуцко.

Работа Александра Осмеркина «Верея. Улица» появилась в Калужском музее в 1970-е годы. Она периодически выставляется в музейных залах, поэтому калужане уже могли видеть этой пейзаж. Сегодня выставка одной картины приурочена к 130-летию художника и заставляет более внимательно присмотреться к его творчеству (к произведению написана экспликация).