2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Мужикам у дверей роддома посвящается

12.11.2018
Драматурга Евгения Гришковца, пьеса «Весы» которого была выбрана для постановки режиссером Дмитрием Бурханкиным, часто обвиняют в банальности, использовании клише, в длинных монологах ни о чем. Все это есть, но зритель просто не отдает себе отчета в этом, как, наверное, и актеры на сцене. Все потому, что Гришковец – гений в раздувании из мухи слона. Из одного житейского «не рожала – не поймешь» он сотворил действо на два с лишним часа.

Одна ночь в приемном покое роддома. Мне почему-то подумалось, что это наш старый роддом на Горького. Этому, наверное, способствовали декорации, мастерски выполненные по задумке художника Людмилы Некрасовой. Собственно, в одной декорации, изображающей то маленький холл старенького роддома, то его фасад, все действие спектакля и происходит. Здесь собрались четверо мужчин, у которых там, где-то в недрах роддома, рожают женщины. А мужики ждут известий. Это самые стойкие, те, которым дома невмоготу.
Одному невмоготу, потому что рожает его дочь, которой едва исполнилось 19, обиженная в большом городе, без мужа. Другой мается, что уже третий раз не отвез жену в роддом: два раза по уважительной причине – мост строил, был в командировке, а вот сейчас – из-за футбольного матча, который он ушел смотреть с друзьями. Поэтому во искупление грехов он приперся навеселе в надежде хоть как-то намекнуть жене, что он на посту. И друга с собой приволок. Еще одному невмоготу потому, что он записался на партнерские роды, большую часть которых до рождения сына он и провел вместе с женой.
Интересно, что автор показывает нам все это со стороны мужчин. Ожидание долгое – есть время поговорить. И оказывается, им небезразлично, какое имя будет носить ребенок, под каким знаком зодиака он родится, а еще о своих страхах и опасениях говорят они между собой, потому что с рождением маленького человека их жизнь изменится, все они будут очень уязвимы и беззащитны, так как всецело станут зависеть от этой новой жизни.
И сейчас уже в ожидании детей раскрывается характер каждого из них. Но перед нами вдруг предстают очень симпатичные, хоть и не без недостатков, люди. Автор, а за ним и режиссер как бы уверяют нас, что те, кто ждет рождения своих детей в роддоме, никак не могут быть плохими людьми.
Малая сцена с ее камерным залом идеально подходит для спектакля. Зритель совсем близко от ждущих детей мужиков, практически в том же холле приемного покоя, и как будто тоже сопричастен происходящему и незримо вовлечен в разговор. Уверена, что каждый сидящий в зале так или иначе примеривал происходящее на себя, вспоминал о своем ожидании, о своих детях. Потому что тема постановки универсальная. Происходящее в сценическом роддоме хоть каким-то боком касается каждого.
И разговоры мужчин так точно подмечены. Уж не знаю, на себе ли автор испытал все, но знаю, что артисты нашего драмтеатра играли самих себя. Особенно Вячеслав Соколов, который недавно стал отцом. И это, безусловно, находка режиссера Бурханкина. Переживания юноши в реальной жизни еще свежи, а потому так впечатляюще искренни и на сцене. Актерский ансамбль подобран прекрасно – ни одной роли как бы между прочим, все на своих местах. И очень быстро зритель забывает, что сидит на спектакле, все больше погружаясь в реалистичную атмосферу ожидания чуда рождения новой жизни.
В постановке очень много юмора, простого, народного, незатейливого, оттого зал постоянно взрывался от смеха. Но и лиричные, ностальгические моменты есть, от которых влажнели глаза. Да и подумать было о чем: родить ребенка – это вам не… Мужчины вон в обморок грохаются.
Может, именно эту пафосную немного мысль в конечном итоге и хотел донести до всех автор пьесы? А под занавес все зрительницы в зале были одарены розами. Это признательность от мужчин за их пусть обыденный и житейский, но подвиг материнства.

Фото Виктора Кропоткина.