Инна Адарченко: поэт фотоплёнки
Так сложилось, что фотография стала в Калуге едва ли не важнейшим из искусств. Светлана Тарасова, Алена Кочеткова, Георгий Орлов и другие мастера не раз становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Но все они стоят на плечах гигантов, об одном из которых и пойдет речь ниже.
Не все работы хороши одинаково
Инна Адарченко — не самая очевидная фигура в мире калужской фотографии. К сожалению, большая часть ее архива не оцифрована, и для широкой публики доступны лишь немногие ее работы. Однако, несмотря на столь малую известность, профессионалы всегда высоко ценили творчество Инны, которая увлеклась фотографией уже в зрелом возрасте.
– Мама очень долго искала себя, – вспоминает дочь Елена. – Она закончила дирижерское отделение Калужского культпросвет-училища, а затем сменила множество самых разных работ. Была спортивным инструктором и вела в обеденный перерыв зарядку на заводе, работала механиком в кинотеатре «Пионер» и ездила показывать фильмы по районам, даже собирала микросхемы на одном из заводов. Одно время мама хотела заняться виноделием и даже недолго поучилась этому в специализированном техникуме где-то на юге страны. А фотографии она училась в Москве, когда ей было уже за 30.
Друг всех зверей
После этого Инна устроилась в фотоателье. Кроме стандартного набора из различных портретов и фото на документы она единственная в городе профессионально снимала животных. Однажды на съемках на нее напала огромная овчарка. Инна довольно сильно пострадала, но вскоре вернулась к анималистической фотографии. По словам Елены, мама очень бережно относилась ко всему живому.
– Однажды она решила поснимать лягушек. Выловила нескольких земноводных из водоема, привезла домой и сделала серию фотографий — настоящих портретов лягушек. А после нашла машину и отвезла их на то же место, – рассказывает Елена.
Главная модель
Конечно, дочь была главной моделью для Инны. Она снимала Лену в разных возрастах, и по этим фото можно увидеть весь процесс взросления дочери. В будущем Елена тоже стала фотографом — оригинальным, но в то же время многому научившимся у Инны. Хотя как такового обучения и не было. Как вспоминает Елена, во все поездки мама давала ей заправленный фотоаппарат, но девочка собиралась стать художником и всякий раз возвращалась со множеством рисунков и без единого снимка.
Инна рано вышла на пенсию по инвалидности: у нее диагностировали рак. Она уже не могла проводить весь день на ногах в ателье, поэтому занялась обучением детей в одной из творческих студий.
Симбиоз искусств
Долгое время Инна дружила и сотрудничала с известной боровской художницей Людмилой Киселевой. Людмила была инвалидом с детства и не могла передвигаться, поэтому Инна приезжала к ней, созванивалась и вела переписку. Они ценили творчество друг друга, а она из фотографий Инны стала основой для рисунка Людмилы Киселевой, ставшим одной из визитных карточек художницы.
Инна Адарченко ушла из жизни в 1998 году. После себя она оставила внушительный архив из более чем 30 альбомов с фотографиями. А это значит, что публике еще только предстоит по-настоящему познакомиться с творчеством этого незаслуженно забытого мастера.