1 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Каждый год – на тот же лёд

28.01.2022
Как бы бодро коммунальщики не отчитывались о запасах реагентов, количестве техники и дворников-ручников, при первых же достаточно обильных осадках областной центр вновь оказался в снежном плену. В этом можно убедиться как на собственном опыте, пройдя по Калуге, особенно по окраинам, так и просматривая аккаунты в социальных сетях с возмущенными постами о качестве уборки улиц.
Что же не так с уборкой снега, попытались разобраться наши корреспонденты.

Не открыточные виды

Калуга уже с самого начала января не особенно располагала к пешим прогулкам. Даже такие статусные места, как пространство у Музея истории космонавтики с лестницей на набережную, Каменный мост и многие улицы в исторической части города, для передвижения людей оказались малопригодными – слишком много на них было снега со льдом. Городская управа сыпала цифрами о вывезенных кубах, тоннах потраченных реагентов и количестве занятых на уборке ручников, но лучше себя жители от этого не чувствовали. А еще было стыдно перед туристами, которые рискнули на новогодние каникулы приехать в Калугу и попали в совершенно неприспособленное для прогулок место.

Новое – хорошо забытое старое

Почему же из года в год мы не в силах сразу справиться с последствиями снегопадов? Может, снегоуборочной техники у коммунальщиков недостаточно?

Основная организация, отвечающая за уборку снега в областном центре, – МБУ «СМЭУ». Как сообщил Андрей Круглов, главный механик муниципального предприятия, в арсенале организации имеется 33 комбинированные дорожные машины на базе КамАЗ и МАЗ, 20 МТЗ-320 МКК с навесным оборудованием, шесть грейдеров, пять лапчатых снегопогрузчиков СМТ-20, 27 автосамосвалов и 14 погрузчиков на базе МТЗ-82. Водители работают по двухсменному графику, а в период обильных снегопадов время их работы увеличивается. Но следует учитывать, что не вся техника сразу выходит на снегоуборочную вахту, какая-то находится на плановом обслуживании или ремонте.

По мнению некоторых экспертов, с которыми мы разговаривали на эту тему, имеющейся сегодня у муниципального предприятия техники для уборки Калуги все же маловато, как и дворников, занятых на этой работе. Поэтому приходится пользоваться помощью со стороны. Чаще всего городские коммунальщики приглашают водителей Калужской машинно-технологической станции. В эту зиму привлекалось 29 единиц техники, из них 18 работало в областном центре, остальные – на расчистке дорог и улиц в Перемышльском и Хвастовичском районах.

Почему же в советские времена с уборкой снега справлялись легче? Начнем с того, что городские пространства были тогда по площади гораздо меньше. К тому же почти каждое предприятие имело в своем парке снегоуборочную технику, которая по распоряжению горкомов или райкомов выходила на расчистку дорог, улиц и тротуаров вместе с коммунальной. Теперь же это – исключение из правил, никто не может заставить частников бесплатно оказывать такую помощь муниципалитетам. Хотя у руководителей предприятий должно быть понимание, что, помогая коммунальщикам, они в первую очередь обеспечивают беспроблемный путь к месту работы своим сотрудникам.

Справедливости ради признаем, что к настоящему времени на городских дорогах порядок все-таки навести удалось. Однако в Калуге живут не только автомобилисты, и с тротуарами и придомовыми территориями по-прежнему не очень хорошо. Даже градоначальник Дмитрий Денисов вынужден был это признать.

Начинается во дворе

Мы побывали в одной из управляющих компаний, с которых и должна начинаться чистка снега на придомовых территориях. Вот что нам рассказал директор УК «Техно-Р» Александр АРТАМОНОВ:

– Наша организация имеет в управлении 100 домов в разных районах города, в том числе на Правобережье, Дубраве, Нефтебазе, улице Дорожной и т.д.

Уборка дворов должна проводиться ежедневно. Но зимой с этим возникают проблемы, особенно, когда снегопад и образуются снежные заносы. Для нормальной уборки нашей управляющей компании ежедневно необходимы два-три трактора, потому что наши дома не локализованы в одном месте, а убирать надо как можно быстрее.

У нас заключены договоры с подрядчиками на снегоуборочную технику. Два трактора используются постоянно, еще два – по мере необходимости. Во время интенсивных снегопадов одновременно работают четыре. Наш специалист звонит подрядчику накануне и говорит, по какому адресу нужно произвести уборку.

Получается накладно. Час аренды трактора стоит 2 тысячи рублей, на сто домов необходимо 100 часов аренды, а это 200 тысяч рублей. Добавьте к этому расходы на уборку наледи и сосулек с крыш. На плоских кровлях мы справляемся своими силами, а на скатных приходится арендовать автовышку, которая стоит 1,8-2 тысячи рублей в час. Подъехать она может не везде. Поэтому привлекаем альпинистов, которые берут по 100 рублей за погонный метр. Соответственно на очистку одной кровли требуется около 20 тысяч рублей. Денег на все не хватает. Дополнительные средства на аренду снегоуборочной техники и очистку крыш от наледи приходится брать из других статей.

Успеваем ли мы проводить уборку? Я думаю, да. Дворники выходят каждое утро, очищают входную группу, делают дорожки, чтобы можно было пройти. Если есть наледи, посыпают их песко-соляной смесью. Конечно, мы не убираем все сто домов за один день. Но раз в два-три дня делаем это.

Дополнительные трудности создают проблемные дворы – с узкими проездами, заставленными припаркованными автомобилями, где трактору невозможно беспрепятственно проехать. Управляющая компания старается заранее проинформировать домовые советы, собственников автотранспорта, вывешивает на подъездах объявления, что будет производиться уборка территории и нужно убрать машины. Но часто на наши объявления не реагируют.



Ждём новые правила благоустройства

Работу управляющих организаций нам также прокомментировал начальник ГЖИ Калужской области Алексей ДУЛИШКОВИЧ:

– В тех дворах, где управляющие компании регулярно чистили снег до наступления этого обильного снегопада, порядок был наведен достаточно быстро: 12 и 13 января мы объезжали дворы и видели это. Там же, где на новогодних каникулах никто не убирал, после снегопада случился коллапс.
Начальник ГЖИ также отметил разницу в подходе к уборке снега в Калуге и Обнинске:

– В Обнинске вся территория поделена на квадраты, за которыми закреплена та или иная организация. В Калуге все еще действует старая редакция правил благоустройства, согласно которой жители отвечают за уборку территории, которая составляет 25 метров от фасада дома, и то при условии, что земля была размежевана и является собственностью жителей. Если же этого не было, за уборку отвечает город, и УК в этом случае должна очистить только выходы из подъездов и основные проходы. Впрочем, новые правила уже готовятся к принятию и хочется надеяться, что порядка станет больше.



Татьяна КОНЯХИНА, депутат городской Думы, руководитель общественного центра ЖКХ города Калуги, знает все нюансы городского хозяйства областного центра.

– В городе более 70 управляющих организаций. Они разные. У больших есть техника и гораздо меньше проблем. Часть небольших компаний обслуживают дома по всему городу, и техники у них нет или всего одна единица, которую гоняют по всей Калуге. Снегопад показал, что им сложно.
С такими надо разбираться.

Действительно, есть узкие места, связанные с правилами благоустройства. Например, у нас на одном участке могут быть территории нескольких управляющих компаний, между которыми идет тяжба. Это надо в правилах четко прописывать, как и зоны ответственности города и УК, потому что сейчас непонятно, кто занимается маленькими проездами, например.

Как руководитель центра ЖКХ, хочу заметить, что там, где созданы и работают домовые советы, есть диалог между жильцами и управляющими организациями, все решается проще. Жильцы в любом случае должны требовать с них, они же платят за эту услугу,

– считает Татьяна Коняхина, надеясь, что ошибки и узкие места этой зимы, в которую все-таки выпало больше снега по сравнению с предыдущими, будут учтены в дальнейшем городскими властями и коммунальщиками.

– В работу принимаются все обращения, независимо от того, каким образом они были поданы в наше ведомство. Жалобы и претензии мы переадресовываем в управляющую организацию, которая ответственна за уборку конкретной территории и за устранение других неполадок в подведомственном доме. У управляющей компании есть сутки на то, чтобы устранить недостатки и предоставить отчет. Это может быть фотография почищенного двора и сбитых сосулек или акт выполненных работ. Также мы стараемся связаться с заявителем, чтобы убедиться, что у него не осталось претензий к УК. Если же управляющая компания не реагирует на требование ГЖИ, материалы передаются в инспекторский отдел,

– рассказывает Алексей Дулишкович.




Зависит и от нас

Так в целом на сегодняшний день выглядит картина с уборкой снега в Калуге и некоторых других населенных пунктах области. Конечно, она не всеобъемлющая, потому что в каждом случае с конкретными домом, двором или улицей есть нюансы. Но, так или иначе, исход этой битвы с зимой, в которую мы ежегодно вступаем, зависит и от коммунальных служб, и от нас с вами. Не только от нашего неравнодушия, которое выражается не только в жалобах в контролирующие органы или в соцсетях, готовности пойти навстречу коммунальным службам и передвинуть на время свою машину с места, где намечается уборка дороги или двора. А может, стоит взять в руки лопату и почистить свое машиноместо или дорожку до подъезда? Часто, чтобы получился хороший общий результат, нужны минимальные усилия именно с нашей стороны. Мы вполне способны на них, но почему-то часто не хотим что-либо предпринять.


По вопросам уборки дворов и очистки крыш следует
обращаться на горячую линию ГЖИ:
8-800-450-01-01, 8(4842)27-77-77
или на страницы Госжилинспекции области в соцсетях.



ЦИФРЫ

Только за первые две недели нынешнего года на горячую линию Госжилинспекции поступило
929 жалоб
на неудовлетворительное санитарное
состояние придомовых территорий;
270 жалоб
на состояние кровель и крыш.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА, Георгия ОРЛОВА, Елена ЕЛАНЦЕВОЙ, РИЦ Боровского района.