Дедушка рояля
В далеком 1977 году предсказать, что этот старинный музыкальный инструмент представят публике через сорок с лишним лет, не взялся бы, наверное, и самый большой оптимист. Впрочем, судьба его уже была решена.
Пианино-стол (именно так переводится название тафельклавира) поступило в музей от нашей землячки – в этой семье сохранили уникальную реликвию на протяжении столетия. Так начиналась музейная судьба этого экспоната. Затем он надолго был заперт в хранилище – в Калуге не было мастеров, которые могли бы его взять «под опеку». И только в прошлом году его удалось отправить на реставрацию к столичным специалистам.
Между до и си
Сегодня отреставрированный тафельклавир занял свое место в синем зале музея, жители и гости города могут рассмотреть его в деталях – лаковое блестящее покрытие, резные ножки из ценных пород дерева, инкрустацию. А вот педаль здесь выполнена в форме музыкальной лиры – символа гармонии. Возможно клавир еще помнит карусель мелодий, а также как пары кружили в венском вальсе на каком-нибудь балу…Свое весьма затейливое имя инструмент получил за прямоугольную форму корпуса. Иногда еще его использовали как стол – могли поставить вазу с цветами или подсвечник.
Как изобрели пианино
Произведения, сыгранные на фортепиано или рояле, отличаются своим шармом. А вот «дедушкой» их как раз считается тафельклавир.
– Собственно, клавишные инструменты известны в мировой музыкальной истории с XV века, в каждой стране были их различные варианты. В 1700 году итальянский музыкант Бартоломео Кристофори изобрел свой собственный, подарив миру прообраз фортепиано с громким и тихим звуком, – рассказывает заведующая сектором учета Музея изобразительных искусств Татьяна ХОХЛОВА. – Это открытие было сделано на основе работы механизмов клавесина и клавикорда.
А тем временем в разных странах продолжали изобретать свои клавишные, их было много. К концу XVIII века существовало два вида фортепиано: прямоугольные – клавикорд и тафельклавир и горловидные – флюгель (так называли в Германии предшественника рояля).
В основном клавишные инструменты производили в Западной Европе, а к концу XVIII века их начали продавать в России.
– Поскольку спрос был огромным, то мастера из Германии, Австрии и Франции ехали в Санкт-Петербург и Москву, открывая здесь свои производства. Все мастерские и фабрики, занимавшиеся изготовлением фортепианных инструментов, начинали свою работу с создания тафельклавиров – они приобретали все большую популярность в домах знати, – дополнила Татьяна Хохлова. – Что касается калужского тафельклавира, он был изготовлен в России во второй половине XIX века. У инструмента, который приводят в действие маленькие войлочные молоточки и струны, не очень громкий звук, поэтому его использовали для камерных концертов и домашних музицирований. Мы надеемся, когда дом гражданского губернатора передадут музею и там появятся экспозиции, этот инструмент найдет там свое место. И, возможно, калужане услышат его звук!
Музыка таких клавиров волновала сердца девиц и романтических дам прошлых веков. Ее писали талантливейшие композиторы. В этой плеяде – Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Ференц Лист, Рихард Вагнер и другие. Сегодня тоже не угас интерес к творениям великих мастеров. Их сочинения, в том числе духовные, вошли в репертуар многих современных исполнителей. Но особенное удовольствие – слушать великую музыку на старинном инструменте.
В русской художественной литературе мы достаточно часто встречаем упоминания о клавикордах, а вот о тафельклавирах писатели как-то умалчивали. Зато в культовом советском фильме «Гусарская баллада», где рассказывается история кавалерист-девицы, которая вместе с мужчинами встала на защиту Отечества, можно увидеть этот музыкальный инструмент. В фильме, снятом Эльдаром Рязановым в 1962 году на киностудии «Мосфильм», он появился в кадре, вероятно, для создания образа времени, ведь героико-романтическая комедия посвящена войне с наполеоновской Францией, которая показана зрителю оптимистично и очень жизнеутверждающе.