2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Мимикрировали до режиссёров

24.01.2022

Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом; плох тот актер, который не мечтает хоть на мгновение стать режиссером. И сегодня такие желания приветствуются, и Союз театральных деятелей РФ даже поощряет интереснейшие проекты, поддерживая грантами их авторов. А в Калуге уже второй год в январе проходит фестиваль «Свой выбор», который дает возможность ищущим себя в режиссуре попробовать свои силы и осуществить постановки.


Актёры превращаются

Почему-то в режиссеры рвутся в основном актеры. Ну не то чтобы они прямо всегда были несогласны с режиссерами и тем, что они ставят. А просто какой-то внутренний моторчик не дает им сидеть на месте, то есть просто играть на сцене под чужую дудку, а заставляет их что-то придумывать, спорить с режиссером, создавать свое - моноспектакль, к примеру. А в идеале и сценарий написать, и поставить, и сыграть. А почему нет? Благо кто-то относится к такому творческому процессу с пониманием. И это хорошо, с какой стороны ни посмотри. Сам актер перевоплощается, изощряется, реализует свой потенциал. Театр, возможно, что-то яркое найдет для репертуара, а может быть, даже обретет еще одного режиссера. А уж для зрителя какая польза - и покритиковать, и задуматься есть над чем, и восхититься. И потом какое-то движение, а не просто стандартный репертуар - это ж здорово!

Надо сказать, в Калужском драматическом поощряется традиционно всякий движ, что само по себе чрезвычайно увлекательно.

Зрители, любящие эксперименты, ждали в этом январе второй фестиваль с нетерпением. Ну как же, в прошлом году практически все постановки начинающих режиссеров буквально очаровали: «Евгений Онегин» Дмитрия Казанцева, «Любовник» Кирилла Бессонова, «Выстрел. Метель» Светланы Никифоровой, а уж про «Москву - Петушки» Сергея Вихрева и говорить не приходится, на него до сих пор под крышу театра не попасть.

Зрители помнят

Моноспектакль, посвященный жизни и творчеству Анны Герман, сделала актриса драмтеатра Лариса Фанаскова, и это здорово. Думается, дело тут не только в польской знаменитости и той ностальгии, которую испытывают многие, еще помнящие ее. В течение всего часа постановки зрители просто не дышали, так захватывающе и ошеломляюще подействовало на них происходящее на сцене. Лариса, выступившая не только как режиссер, но и сыгравшая роль Анны Герман, была потрясающе органична в этом образе. А как режиссеру ей удалось виртуозно вместить короткую, но насыщенную событиями жизнь певицы в небольшой формат моноспектакля.



Зрители смеялись и плакали, все больше погружаясь в жизнь певицы, так искренне и открыто сыгранную Ларисой Фанасковой. Органично прозвучали и записи выступлений Анны Герман, которую в Советском Союзе обожали, наверное, все. Тишина воцарилась, когда на экране появилось прижизненное видео Герман с мужем и новорожденным сыном Збышеком. Отлично был обыгран и сценический муж Герман-Фанасковой, для роли которого Лариса привлекла своего супруга. Спектакль вполне мог бы войти в репертуар Калужского драмтеатра. Не знаю, будет ли Лариса Фанаскова и дальше пробовать себя в качестве режиссера, но актриса она несомненная. Жаль, что режиссеры мало уделяют ей внимания. Расходясь, зрители недоумевали, как раньше не замечали столь яркую и характерную актрису.


Кто он - Маугли?

В фестивале нынешнем есть что обсудить, о чем поспорить. Открылся он на сцене под крышей Калужского драмтеатра постановкой актера театра Кирилла Бессонова по Редьярду Киплингу. Зрителям представлен, по сути, сценарий. В форме читки Кирилл показал зрителям свой проект по «Книге джунглей».

 

Актер в ролях рассказал, как это могло бы быть воплощено на сцене. Его детальное повествование, сопровождаемое музыкой, шумами, богатейшей мимикой, игрой голоса, захватывает, начинаешь очень живо представлять себе персонажей, расстановку света, диалоги и целые картины разборок бандитских уличных группировок. Да, Кирилл Бессонов рассказывает нам не о ситуации с животными в джунглях, куда волей тигра-убийцы попал маленький Маугли. Ему кажется, что ситуация, описанная Киплингом, очень походит на что-то типа «Банды Нью-Йорка». Волки, шакалы, Шерхан, Багира, Балу и даже Маугли предстают перед зрителями в других ипостасях. Проект кажется эффектным и неожиданным. Будучи воплощенным на сцене, спектакль, возможно, привлек бы любителей боевиков. Зрелищно могло бы получиться. Так и вижу Маугли, выросшего в майора госбезопасности и жаждущего отомстить за свое поруганное детство.

 
Вопрос в другом: а не наскучило ли нам это на экране телевизора? Пойти в театр, чтобы посмотреть телек, согласитесь, как-то… И как бы ни был хорош Кирилл Бессонов, как бы ни был талантлив, но, пожалуй, пусть читка останется читкой.


Посмотрим!


  ✔ О «Москве - Петушках», знаменитой поэме Венедикта Ерофеева, мастерски поставленной Сергеем Вихревым и воплощенной грандиозным актером Андреем Соловьевым, мы уже говорили много. Спектакль уже в репертуаре областного театра и хорошо принимается зрителями.
А фестиваль тем временем продолжается. Зрителям предстоит увидеть еще три экспериментальных спектакля.

22 января на сцене облдрамы - моноспектакль о творческом пути еще одной знаменитой певицы, Анастасии Вяльцевой. Представит его актриса драмы Татьяна Овсянникова ( на фото).



26 января покажет свой спектакль по повести К.Э. Циолковского «На Луне» в Калужском театре кукол некогда известный актер ТЮЗа, а теперь худрук театра кукол Алексей Олешко.

✔ И 1 февраля познакомит со своим творчеством актер драматического Дмитрий Казанцев. На этот раз это будет «Эвкус» британского драматурга Питера Шеффера


Фото Вадима РЫБАКОВА и Виктора КРОПОТКИНА.