26 декабря, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

За бумажной стеной

26.01.2022

Отчеты, отчеты, отчеты… Почему-то прессинг бюрократизации наиболее сильно ощутили на себе школы. В гонке за рейтингами учителя вынуждены заниматься колоссальным количеством подчас бесполезной бумажной работы — ни уму ни сердцу. Самое страшное, что при такой загруженности педагогов страдают дети, которым учителя недодают знаний, опыта, настоящего живого общения и поддержки. Ученики оказываются словно отгороженными от педагога и наставника бюрократической бумажной стеной.
Можно ли изменить эту ситуацию?


По мнению испанского тренера по баскетболу Хавьера Паскуаля Сальседо, «Бюрократия есть искусство делать возможное невозможным». С ним сложно не согласиться, ведь под гнетом спускаемой сверху «обязаловки» захлебывается настоящая живая работа.

«Без бумажки ты букашка»

Отчеты, отчеты, отчеты… Вместо осмотра пациента врач, уткнувшись в компьютер, заполняет какие-то кому-то «очень нужные» таблицы, кипы документов требуют с предпринимателей, бесконечные рапорты о проведенных мероприятиях строчат учителя. Спрашивается, а работать-то когда?


Парадоксально, но именно образование оказалось наиболее подверженным напору бюрократизации. Казалось бы, здесь должно быть все наоборот. Педагог имеет дело с живым детским умом и сердцем. Переплавка этой пластичной материи в гармоничную личность невозможна без наполненного общения учителя с воспитанниками, интересных и полезных совместных дел, игр. Хороший учитель в некоторой степени – творец детских душ. И вот в этот тонкий творческий процесс врывается бездушная, ворующая время и смыслы казенщина, заложниками которой становятся не только учителя, но и их ученики.


Вместо того чтобы живо и в красках поведать Пете и Анечке о подвиге односельчанина, который необстрелянным пацаном в годы войны ушел в партизанское подполье, взорвав расположенное в одной из местных изб фашистское логово, Мария Ивановна вынуждена составлять очередной отчет о том, сколько несовершеннолетних в возрасте от 0 до 15 лет приняли участие в мероприятии по профилактике безнадзорности среди детей и подростков из неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Причем с обязательным приложением фото- и видеоматериала!


Планы, ФГОСы и ОПОП

Вот отрывок из текста «Петиции о борьбе с бюрократизацией образования», составленной театральным педагогом Николаем Казминым, адресованной в первую очередь комитету Государственной Думы по образованию и науке и опубликованной на сайте cange.org. Голова начинает идти кругом только от наименований требуемых к заполнению документов!

«На сегодняшний день в нашей системе образования сложилась совершенно невыносимая ситуация: педагоги вынуждены заниматься огромным количеством бумажной работы, смысл которой и пользу подавляющее большинство из них считают нулевыми.

Мы производим не только необходимые для работы программы, методические материалы и пособия, но и аналитические планы, КТП, УМК, РПД, ФОСы, СМК, аннотации, кадровые справки, справки МТО, общие характеристики ОПОП, рецензии на ОПОП, рецензии на ФОС, макеты, шаблоны и другие бумаги, которые абсолютно бессмысленны для реального учебного процесса. Из контролирующих инстанций на педагогов постоянно спускаются изменения, нововведения, отмена изменений и новые изменения.

Мы жонглируем на бумаге дидактическими единицами, модулями, компетенциями,
ФГОСами, выдумываем несуществующие в природе названия. Количество документов, которые вынужден сегодня оформлять педагог, – от двух десятков до полусотни.

Бюрократическая нагрузка на педагогов, поток документов, количество форм отчетности и их объем непрерывно растут с каждым годом, при этом не оказывая никакого положительного влияния на результат работы – передачу знаний и подготовку специалистов».


С момента публикации петиции, которую подписали более 4 тысяч человек, прошло четыре года. По ее следам летом 2018 года был даже сделан доклад на специальном заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Но, судя по всему, с тех пор ситуация не изменилась к лучшему.


«Нас загнали в рейтинг»

Думается, в поисках баланса между «проводить» или «забить» педагоги попадают в прокрустово ложе между страхом вызвать недовольство вышестоящих и непереносимостью надоевшей до потери пульса «обязаловки». Чаще всего выбор делается исходя из пункта 1.
Учителя дезориентированы и так запуганы прессингом всевозможных рейтингов и мониторингов, что, когда мы предложили им прокомментировать ситуацию бюрократизации школьного образования, все как наотрез отказались. Даже при условии полной анонимности. Но пару отзывов нам «со скрипом» все же удалось получить:

  «Мы бесконечно вносим в таблицы цифры отчетности, сколько приняли участие, сколько получили Пушкинскую карту, сколько задействовано в активностях и дополнительном образовании. Как это изменить? 
 Прежде всего понять, кому действительно нужны эти цифры и фото. Если это важно и нужно, тогда понятно, а если это придумала какая-то «тетенька», то тогда школам надо перестать заполнять эти отчеты. Нас кто-то сверху загнал в рейтинг. И мы порой вместо простой работы и общения с детьми работаем на «галочку». 

«Бюрократическую махину свернуть сложно, она проникла во все сферы деятельности. Не тешу себя надеждой, что эта публикация окажется мечом, отсекшим голову гидре. Но, как говорится, вода камень точит. Поднимать проблему надо».

Главный враг воспитания

В конце прошлого года проблема бюрократического прессинга учителей прозвучала на встрече молодых педагогов с министром образования и науки области Александром Аникеевым. В беседе о роли школьного воспитания методист высшей категории Калужского государственного института развития образования Ольга Портнова назвала рейтинг главным врагом воспитательной деятельности.

Александр Сергеевич согласился с ней, отметив, что указания к проведению тех или иных мероприятий, поступающие из федеральных структур и подведомственных учреждений, носят рекомендательный характер. А решение о том, проводить их или нет, принимают сами классные руководители. Никто, по словам министра, не может наказать их из-за отсутствия отчетов.



Так есть ли свет в конце тоннеля?


О том, возможно ли спасти школу от формализма и имитации воспитания, мы поговорили с Ольгой ПОРТНОВОЙ.

– Ольга Александровна, насколько сильно забюрократизировано сегодня образование?

– Последние годы управления школьными делами со стороны привели к тому, что мы совершенно разучились самостоятельно мыслить, принимать решения и действовать. Педагогическому коллективу выдается ежедневная пошаговая инструкция: выполните именно это мероприятие, с таким-то названием, с готовыми целями-задачами, картинками и музыкой, отчитайтесь с фотографиями до такого-то часа. Появляются программы «без особенностей», не формулируются конкретные задачи воспитания, не определяется воспитательный потенциал педагогических событий, пропадает из поля зрения ребенок.

Конечно, современному педагогу важно знать нормативную базу воспитания и свой трудовой функционал в соответствии с профстандартом. Но важно помнить и то, что только учитель знает, что нужно его детям! Поэтому он вправе самостоятельно выбирать формы и педагогические технологии, определяя их полезность и эффективность.

Сейчас мало кто говорит о создании условий развития и свободной творческой атмосферы для учителя-воспитателя. Но только ощущая себя в определенной мере свободным человеком, можно научить другого человека свободе выбора, самоорганизации, воспитать нравственность.
На деле же получается, что вместо включения внутренней энергетики мы сооружаем хитроумные внешние рычаги: «Кто не участвует в акции, тот получит двойку по истории» или «Все, кто пришлет фото космического челленджа, освобождаются от задания». Заместитель по воспитательной работе поставлен в недвусмысленное положение: «гони мероприятия – поднимай рейтинг»! Но количество мероприятий не имеет ничего общего с ценностью воспитательной работы. За редким исключением педагогам удается отказаться от проведения спускаемых дел, так как министерство образования подписало соглашения с огромным количеством ведомств и организаций – ГИБДД, МЧС, наркоконтроль, наркологический диспансер и центр СПИД, прокуратура, ВДПО, аппарат уполномоченного по правам ребенка, избирательная комиссия… Сюда подключаем активность подведомственных организаций министерства образования. Кроме того, на школе очень ловко научились зарабатывать деньги организации–«грантоеды», присылающие свои задания с обязательным фотоотчетом Мы не заметили, как ребенок из позиции «цель» перешел в позицию «средство». И все теперь воспитывают школьников, сопровождая свои требования грозными письмами «СРОЧНО» с тремя восклицательными знаками, которые разлетаются по школам области. И тут не имеет значения, сколько в них учеников – 1200 или 51: выполняй завтра, сегодня, сейчас, и до 14.00.

В год средняя школа принимает участие в 130-150 различных, часто эффектных, но сомнительных по эффективности, мероприятиях, хотя учебных дней в году всего 178. Учителя мучаются, изворачиваются, вступают в соглашательство с детьми: «Ну, ты понимаешь, это же для отчета!» Так мы растим конформистов.

– Что, на ваш взгляд, можно предпринять, чтобы устранить бюрократический пресс?

– Выполнить требования ФГОС и предоставить школе свободу, хотя бы на те 30%, которые ей отпущены законом, чтобы образовательная организация самостоятельно работала над своим укладом, воспитательной средой и формированием детско-взрослой общности.

✔ Необходимо провести экспертизу всех отправляемых в школы заданий на предмет содержания в них воспитательного потенциала.

✔ Все мероприятия многочисленных участников воспитательного процесса сводить, как и школа, в августе, чтобы еще до начала учебного года можно было скоординировать их и составить собственный школьный план.

✔ В течение года не давать школе заданий: считать это недопустимым как подрыв доверия к профессиональному педагогическому сообществу.

✔ Разрешить школе выбирать из массы событий то, что соответствует школьному укладу, особенностям региона и специфике.

✔ Запретить рейтинги по воспитательной работе.

Мониторинг и оценку качества воспитания оставить школе, педагогическому коллективу, чтобы учителя вместе с детьми и родителями могли сами определить, что у них получилось, а что нет, и найти новые пути решения.

ИЗ ДОСЬЕ

Ольга Александровна Портнова – кандидат педагогических наук, почетный работник начального профессионального образования, эксперт всероссийского конкурса классных руководителей, разработчик программ по воспитанию.