2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Сиротская доля

25.01.2022

Когда обратившийся в редакцию житель пригородного калужского села Шопино Алексей Карамнов рассказал о том, что многоквартирный дом, в котором он проживает (ул. Молодежная, дом 6), является бесхозным и около двух лет не обслуживается никакими управляющими компаниями, я удивился. Раньше никогда не слышал о «домах-сиротах». Но оказалось, что в нашей области проблема не нова. Почему так получается, мы решили разобраться на примере конкретного дома.

Без хозяина

Если жилье длительное время остается без надзора, не обслуживается управляющей компанией или ТСЖ, то коммунальные проблемы в нем растут как снежный ком. Вот и по злополучному дому в Шопине видно, что его давно не касалась хозяйская рука: с крыши свисают массивные сосульки, в коридорах облупились стены, разбиты стекла, потеки видны на потолках верхнего этажа. В квартире Алексея Карамнова немногим лучше – обои постоянно отсыревают, а тазики и ведра, призванные хоть немного уберечь жилье от просачивающейся с потолка воды, уже давно превратились в предметы интерьера.

Жильцы пытаются сами устранить протечки, даже, рискуя жизнью, залезают на крышу. Но это решает проблему лишь на короткое время: кровлю должны ремонтировать профессионалы.

– Я выиграл арбитражный суд против ООО «Управляющая компания жилым фондом», которая до своего банкротства обслуживала наш дом. Вернее, должна была обслуживать, а фактически ничего не делала. Поэтому в нашем доме всегда были острые коммунальные проблемы. Главная из них – протекающая кровля, – с болью рассказывает Алексей. – Арбитражный суд постановил бывшую управляющую компанию выплатить мне 320 тысяч рублей за причиненный в результате постоянных заливов квартиры материальный ущерб. Но юристы объяснили, что этих денег от обанкротившейся коммунальной организации я никогда не увижу. Таким образом, с учетом судебных издержек и проведения частных экспертиз в общей сложности я безвозвратно потерял почти полмиллиона рублей.

Кстати, Алексей – один из немногих собственников этого дома, который проживает здесь почти постоянно. Остальные предпочитают сдавать свои квартиры внаем – это проще, чем все время решать коммунальные вопросы.


Спросить с себя!

Как показывает практика, чаще всего проблемы испытывают те дома, где собственники квартир не отличаются сплоченностью и инициативностью. Причина злоключений жильцов шопинского дома тоже заключается прежде всего в них самих.

Обивают пороги в поисках правды лишь Алексей Карамнов и Евгения Яковлева. Остальным же, похоже, все до лампочки. Кстати, лампочки в подъездах отсутствуют. Почтовых ящиков здесь тоже нет: квитанции от ресурсоснабжающих организаций почтальон складывает прямо на подоконнике. Зато можно найти окурки, разбитую тару от алкоголя и прочий мусор. Видимо, большинство жильцов устраивает жизнь в таком «свинарнике».

Этому запущенному жилью просто необходим домоуправ – старший по дому, который мог бы выстраивать отношения с управляющей компанией, с властями да и не давать расслабляться самим жильцам, устраивая общие собрания для решения насущных вопросов. Тогда наверняка можно было бы ускорить капитальный ремонт кровли, которой запланирован аж на 2040 год, и обветшавшего фасада. Но за сорок с лишним лет здесь почти никогда не было старшего по дому...


Недосмотр чиновников

Отсутствие старшего по дому – одна из причин того, что жильцы самостоятельно не выбрали себе новую управляющую компанию. В таком случае ее должны были подобрать местные власти и закрепить за этим жильем. К сожалению, это часто происходит с большим опозданием. То есть немалая доля вины за бесхозные дома лежит и на муниципальных коммунальных службах, для которых лишение лицензии или банкротство УК должно быть сигналом для начала поиска новых управленцев жилья.

– Бесхозное жилье в области, к сожалению, есть, – отметил начальник Государственной жилищной инспекции Алексей Дулишкович. – Это дома компаний, лишенных лицензий либо прекративших свою деятельность добровольно, либо в связи с банкротством. ГЖИ постоянно мониторит этот вопрос, выявляет такие дома и побуждает муниципалитеты, чтобы они проводили конкурсы, если сами собственники не выбрали себе управляющую компанию. После исключения дома из реестра лицензий одной компании по названным выше основаниям ГЖИ уведомляет муниципалитет, который обязан проинформировать собственников о необходимости проведения общего собрания и выбора новой УК. Если в течение двух месяцев собственники не решили этот вопрос, то муниципалитет назначает временную УК на год либо проводит конкурс. Вот тут и начинается эта самая бесхозность…

Как нам пояснил Алексей Дулишкович, с 1 января 2022 года за домом закреплена новая управляющая компания – ООО «ЖКО «Березка». Правда, пока немногие жильцы в курсе этого.

Заместитель директора УК Маргарита Крючкова сообщила, что они знают о протекающей кровле. Но устранить протечки раньше, чем растает снег, невозможно. Кроме того, Маргарита Валентиновна заявила, что их управляющая организация определит перечень проблем по этому дому и приступит к их устранению. И, кстати, оплата за жилье и текущий ремонт в период «бесхозности» этого дома взиматься не должна.

Будем надеяться, что для этого дома со временем коммунальных проблем станет меньше. Но он не один такой в коммунальном море региона. И когда эти «дома-сироты» обретут хозяев, зависит только от инициативности самих жильцов и от расторопности муниципальных коммунальщиков.