Сколько жизней у покрышек?
Давно известны способы вторичного использования изношенных шин и другой резины, но у нас до сих пор ее перерабатывают меньше половины. Каждый год в стране образуется около 1 миллиона тонн таких отходов, а их переработчиков остро не хватает!
Ценное вторсырьё
В декабре калужская компания «Бонус» выиграла по программе «Коммерциализация» Фонда содействия инновациям грант в 20 миллионов руб. на развитие проекта «Производство инновационной установки для получения регенерата из переработанных шин». Проект находится на стадии внедрения в производство, и грант пойдет на расширение технологических возможностей для перехода к серийному выпуску.
Компанией разработана не просто установка, а полноценная заводская линия из нескольких машин. Сначала шины дробят в крошку, из которой отделяют капрон (его продают в основном нефтедобытчикам для тампонирования нефтяных скважин) и металл (его сдают на металлолом). Благодаря эффективному оборудованию количество включений в крошке в 5-6 раз меньше, чем допускают ГОСТы.
Очищенная крошка уже является готовым товаром – производители делают из нее резиновые покрытия, резиновую плитку, асфальтовые наполнители, битумные мастики, сорбенты для нефтепродуктов, шумо-изоляционные и другие материалы.
Но значительно ценнее другой продукт, вырабатываемый из крошки на следующем этапе, – регенерат. Крошка подвергается активированной термомеханической деструкции. Этот процесс, обратный широко известной вулканизации, называется девулканизацией. Полученный материал – такой же пластичный, способный вулканизироваться, как каучук, мало уступая ему по качеству. Регенерат используется на всех предприятиях, производящих резинотехнические изделия, частично заменяя каучук, и по некоторым характеристикам его добавки даже улучшают свойства продукции, в частности, повышают устойчивость к атмосферному старению.
Его применение приводит к солидной экономии. Сравните: каучук стоит 200 тысяч руб. за тонну, а регенерат – 45 тысяч. Сегодня при производстве скоростных шин добавляют до 10 % регенерата, сельскохозяйственных шин – до 50 %, резинотехнических изделий – до 100 %. Всем знакомые искусственные возвышения на дорогах – лежачие полицейские – изготавливают из чистого регенерата.
Регенерат применяют в производстве автомобильных шин, резиновой обуви и подошв для кожаной обуви, спортивного инвентаря и других изделий, а также в дорожном строительстве.
Компания «Бонус» основана в 1993 г. Находится в деревне Шумятино, в 5 км от Малоярославца. Здесь работают 35 человек - конструкторы, механики, технологи, металлообработчики и другие специалисты.
Это малое предприятие является головным в группе компаний «Бонус». Кроме Калужской области они располагаются в Ростове-на-Дону и Менделеевске (Татарстан). Общая численность занятых на производстве 108 человек.
Готовый мини-завод
«Бонус» предлагает свое оборудование всем, решившим увеличить выпуск резиновой крошки и регенерата или создать новое производство с нуля. Для этого разработана бизнес-концепция мини-завода по производству вторичного каучука, описаны необходимые помещения и ресурсы, требования к персоналу, показана документация, нужная для получения лицензии на утилизацию.Позаботились даже о предприятиях, не имеющих собственных площадей, – в сотрудничестве с компанией МПК «Сталь» (с. Маклино) был разработан и реализован опытный экземпляр мини-завода, где все оборудование уже смонтировано в контейнерах. Монтаж и наладка готового производства занимает не более полутора месяцев, к тому же такой завод имеет возможность модульного расширения.
1,5-2 года.
А у нас не сложилось
Линия с двумя машинами Р-100 позволяет утилизировать 2,5 тысячи тонн шин в год и выпускать 2 тысячи тонн регенерата. На 2022 год уже есть три заявки. А сейчас в стране работают 5 опытных машин в Татарстане, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Ярославле и Екатеринбурге.
Как рассказал директор, имелись планы и на наш регион, но в Кондрове, на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), был получен отказ. И на сегодняшний день в области никто не занимается производством качественного регенерата, то есть глубокой переработкой старых шин, которая не только приносит максимальный доход переработчикам, но и решает экологические проблемы.
Впереди у компании серийный выпуск оборудования, а еще – разработка совместно со специалистами Санкт-Петербурга следующего поколения машин большей производительности и лучшего качества выходного продукта.
– Деятельность в этом направлении мы начали в 2014 г., совместно с Институтом синтетического каучука приступив к поставке оборудования для производства регенерата в Китай. Но получить регенерат высокого качества непросто. Наша установка – основа заявленного проекта - является новой. В институте ее пытались разработать еще в начале 90-х. Но в то время никто не смог ее реализовать из-за невозможности обеспечить термостабилизацию процесса. Мы реализовали – это наше ноу-хау. Установка Р-100 дает регенерат из крошки размером 2-4 мм без более мелких добавок. А так как при утилизации шин 70 % крошки получается именно этой фракции, достигается серьезный экономический эффект. К тому же существенно сокращаются выбросы в атмосферу. Никто в мире не производит регенерат из фракции 2-4, всем нужна мелкая крошка, до 0,5 мм, а мы сумели создать нужную технологию! Полный контроль и регулирование температуры, а также компьютерное управление позволяют вырабатывать регенерат заданного качества в автоматическом режиме. На эту машину и принципы получения регенерата мы оформили патенты РФ. Был у нас проект с чехами, который сорвался из-за пандемии. Но они еще не потеряли к нам интереса, и если будет спрос, мы готовы сотрудничать с Европой, оформив европейский патент. Эта инновационная технология обеспечивает переработку в регенерат мирового качества любого каучука - синтетического, натурального или их смеси. Пригодны различные шины, отходы оконных и промышленных уплотнителей, диэлектрические сапоги, латексные перчатки, противогазы.