8 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Жители областного центра смогут узнать о свадебных традициях калужской Гамаюнщины

12.01.2022
Это один из этапов проекта, посвященного Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ, который разработала и реализует главный библиограф отдела краеведения Центральной городской библиотеки Н.В. Гоголя Ирина Маркина.

Любители истории родного края откроют для себя много нового и интересного. По словам Ирины Владимировны, лекция построена на ее статье «Свадьба в Гамаюнщине». Мероприятие начнется с рассказа о том, какие территории входили в состав Гамаюнщины в XVII – XVIII веках. Это современные населенные пункты, расположенные на Правом берегу Калуги, в том числе Квань, Ромоданово, Шопино, Пучково, Животинки и другие. Всего 17 поселений, где жили древние земледельцы и скотоводы. Также будет рассказано, откуда пошло само понятие «Гамаюнщина».

«Существуют разные предположения, откуда взялись гамаюны. Возможно, название этого народа пошло от имени человека, который, как предполагают, управлял этой вотчиной в древности, звали его Гамос. А с другой стороны, как писала калужский этнограф и исследователь Мария Евгеньевна Шереметьева в серии очерков «Крестьянская одежда калужской Гамаюнщины», выходивших в 1920-е годы, слово «гамаюн» по мнению самих жителей, было бранным и относилось к особенностям характера гамаюнских крестьян – те отличались шумливостью и неуживчивостью»,

- говорит Ирина Маркина.

Этот свадебный обряд был записан в первой трети XX столетия по исследовательским материалам Марии Шереметьевой, которая предпринимала этнографические экспедиции по деревням и селам Калужской земли. Все элементы торжества имеют очень глубокий сакральный смысл. В частности, гости мероприятия узнают, из каких этапов состоял обряд, а также чем завершалась свадьба. Любопытен и тот факт, что за столом на пиру невесту представлял не отец, а ее родной брат.

Кроме того, на Гамаюнщине долгое время сохранялся старинный костюм молодой крестьянки, в состав которого входили понева, рубаха, занавеска, а голову украшала кичка. Это наследие восточнославянского племени вятичей, когда-то населявших наши места.

Иллюстрацией ко всему станет показ реконструкции калужского крестьянского костюма.

«Я думаю, зрителям будет интересно погрузиться в историю древнейших калужских поселений, в историю территории, которая именовалась Гамаюнщиной. Посмотреть, что из себя представлял свадебный обряд и, возможно, ощутить свою причастность к нашему прошлому, почувствовать, что мы являемся наследниками ушедших цивилизаций»,

- дополнила Ирина.