3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Поющие поэты

28.12.2021
22 декабря отмечался Международный день бардовской песни. Авторская песня, возникшая как явление в середине 50-х, приобрела к 70-м годам прошлого века огромную популярность и признание людей. КСП - клубы самодеятельной песни - возникали повсюду, в том числе и в Калуге.


Как всё начиналось

Клуб самодеятельной песни возник в Калуге при Доме учителя осенью 1977 года. Его председателем стал Павел Нам, активными участниками – Света Тюменцева, Жанна Бренер, Андрей Маряхин. Участники клуба собирались, как правило, раз в неделю за чаем в подсобке Дома учителя. Небольшой зал и сцена с плюшевыми портьерами позволяли устраивать концерты, на которые собиралась специально оповещенная публика.

Особенно подкупало то, что в клубе не было «активного руководства» от комсомола, партии и других контролирующих и направляющих организаций. Начальников от искусства очень подкупало название «Клуб самодеятельной песни»: самодеятельность – это народное, слово «клуб» – тоже очень к месту.
Репертуар концертов утверждали сами участники: как правило, пели уже известных по всему Союзу авторов. Это были Окуджава, Никитины, Высоцкий, Дольский, Городницкий, Лорес.


Номера, конкурсы, концерты

Сначала были походные, костровые песни. Потом поэтика творчества молодых и не очень людей сделалась более созвучной настроениям в обществе. Клубы стали приглашать авторов и исполнителей из других городов, ездили «на гастроли» сами. Популярны стали слеты КСП, которые проводились вблизи научных городов (Протвино, Дубна, Обнинск). Главным был и остается Грушинский фестиваль под Самарой.

 Были конкурсы – отдельно для исполнителей, отдельно для авторов. Номинанты шли в «едином зачете»: скажем, паренек, сочинивший простые слова на собственную немудреную мелодию, конкурировал с виртуозом гитары, который исполнял песню на стихи Бродского, Мандельштама и даже Пушкина.

Калужские знаменитости

Среди авторов-калужан сразу выделилась Наталья Дудкина. Ее песни и сейчас известны, любимы, их поют по всему бывшему Союзу. Проникнутые гениальной простотой и тонким лиризмом, они, как и прежде, трогают сердца.

Может, детская мечта
Потому неисполнима,
Что всю жизнь глядела мимо,
Что просила, но не так.

Примерно в 1981-1982 году в калужском КСП появился обнинский автор, очень юный, но с захватывающими, сильными, зрелыми по стихам и мелодии, а порой и сложными песнями – Михаил Щербаков. Естественно, за юность и доброту характера его все называли Мишей или просто Мишкой, на что сам он на одном из концертов, комментируя записку, сказал: «Меня почему-то всегда называют Мишкой, принимая, видимо, за ребенка или за животное…» Я называю Михаила «Великий Щербаков». И нисколько не кривлю душой: Михаил – реальный гений, в культурном мире среди калужан – писателей, поэтов, музыкантов – таких единицы. Поверьте на слово или найдите его песни в интернете, послушайте. Не поймете с первого раза – послушайте семь раз! Некоторые песни раскрываются медленно, как розы («Анета»), другие – бьют сразу и наповал («Трубач»):  

Калужский КСП. 1982г. Михаил Щербаков (слева)

- Я здесь никакой неудачи не вижу.
Будь хоть трубачом, хоть
                         Бонапартом зовись.
Я ни от чего, ни от кого не завишу.
Встань, делай, как я, ни от кого
                                          не завись!
И, что бы ни плел, куда бы
                                 ни вел воевода,
Жди, сколько воды, сколько
                                   беды утечет.
Знай, все победят только
                    лишь честь и свобода.
Да, только они, все остальное -
                                  не в счет...

Элита

Если вы спросите меня, почему клубы КСП постепенно зачахли и растворились, отвечу: главная причина – осознание кээспэшниками своей уникальности и элитарности, вроде бы доброжелательное, но высокомерное.

Вспоминаю один случай. В КСП я появился в 83-м году, когда сам начал писать песни, и довольно долго сидел тихо в уголке и наблюдал за междусобойчиком «ветеранов» движения. И тут – о радость! – в один февральский вечер 84-го появился Щербаков. Я был в шоке и искренне попросил: «Миша, спой, пожалуйста!» Дело в том, что я знал, наверное, к тому времени до полусотни его песен – запомнил в исполнении моих друзей, а самого Щербакова даже на магнитофоне не слышал ни разу. Михаил взял гитару, провел по струнам, слушая звук… Но «ветераны» даже не обратили внимания – смешки, какие-то свои пересуды, никто не собирался его слушать, хотя, возможно, великий Щербаков и спел бы тогда что-то совсем новое… Но он был человек понимающий, провел еще несколько раз по струнам и – поставил гитару в угол.


Ветер перемен

В мае 84-го на концерте в калужском КСП я исполнил две буквально накануне написанные песни – «Как на нищей на Руси…» и «На гусарах с опушкою мех…», которые сделали меня «широко известным в узких кругах».

Чуть позже реальным лидером калужской сцены стал мой товарищ Саня Щербань с социальными песнями на тему Афганистана и засилья торговой мафии и коммунистов. Зал ревел! Нужно отдать должное комсомолу – эту тенденцию они подхватили, и группа бардов со Щербанем во главе года два гастролировала по области, повергая в шок и трепет районное руководство. Начиналась перестройка. ..

А как сейчас?

Ныне, и уже довольно давно, существует Клуб авторской песни «Калужские барды». Работает он под руководством Алексея Запорожца. В нем свыше двадцати авторов, обязательно только со своими произведениями - как стихами, так и музыкой. Клуб издал несколько сборников, выступает с концертами. По мнению Алексея Запорожца, уровень песен у современных бардов не ниже, а порой и выше, чем у Окуджавы или Визбора. Дай-то бог…


КСТАТИ

Все, кто чувствует себя сопричастным Дню авторской песни, в этот день стараются исполнить песню Булата Окуджавы «Молитва».