14 декабря, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Парфюмерный вояж

22.12.2021
В этом материале мы собрали часть мнений наших читателей, которыми они поделились в соцсетях, прочитав статью «Чем пахнет Калуга?» («КГВ», 26 ноября).


Мнения не разнятся

Статья была посвящена обсуждению нового парфюма. Мы рассказали о том, что у российских парфюмеров появилась отличная идея разработать серию духов с запахами разных городов России. По их задумке парфюм должен ассоциироваться с городом, учитывая его историю, мифологию и природные достопримечательности. Эти запахи будут использоваться во время официальных приемов, а также в музеях, галереях, библиотеках, театрах, концертных залах, на деловых встречах и переговорах, особенно когда речь идет о презентации города иностранным коллегам. Каждый запах станет своеобразным туристическим брендом. А какой аромат духов предпочли бы наши читатели, если бы парфюмеры их спросили, чем пахнет Калуга? Комментарии вылились еще и в ностальгические воспоминания.



Ирина Пономаренко:
 

– Для меня Калуга – аромат цветущих лип.


Юрий Архипкин:
 

– Липовый цвет, сирень и немного шалфея, совсем чуть-чуть.


Nonna Pinto:
 

– Медовый запах медуницы, клена. Немного ландыша. Хвойный аромат бора. Яблони и наш жасмин.


Наталия Тереховская:
 

– Раньше, в 60-х – 70-х Калуга пахла утренней свежестью, особенно после машин-поливалок, вымывавших улицы начисто перед началом дневной жары, юной травой вперемешку с одуванчиками на газонах, листвой огромного количества деревьев (особенно после дождя), яблоневыми садами, шиповником, которого было везде очень много, сиренью, смолой тополей, которых теперь и в помине нет, а наступление осени определялось запахом маленьких костров – дворники жгли листву. И утро начиналось с пения птиц и шуршания дворницкой метлы часов эдак в пять. Господи! Как было хорошо! Сколько в этом было тепла и романтики, как здорово было жить в этом милом, уютном городе, пропадать ночами в прогулках по улицам, в прелестных, наивных, романтических разговорах с друзьями обо всем на свете!


Ольга Дикарева:
 

– Хотелось бы, чтобы Калуга пахла горьковатой зеленью 70-х, согретой солнцем хвоей бора, утренней свежестью улиц.


Ольга Рахаева:
 

– Скучаю жутко по нашей старой Калуге. Какая же она была чистая, уютная, умытая, вся в цветах и зелени!



Ароматы навевают ностальги

Комментариев написали много. Часть из них мы публикуем сегодня. А еще, конечно же, не обошли вниманием многолетний калужский запах, который доминировал в городе с конца 40-х годов и до начала 90-х. Это запах комбината СДВ. Этому предприятию было посвящено немало реплик.

Однако многие сетовали, что такое мощное производство европейского уровня, сырье с которого поступало в 75 стран мира, больше не существует и на просторах интернета упоминается очень скупо. Среди комментаторов оказалось немало работников бывшего комбината. Они тоже поучаствовали в опросе. Среди тех, кто чаще других упоминался в воспоминаниях ветеранов, – Дина Павловна Гурджи.

Ее дочка Ирина Рогачева – наш постоянный читатель. С ее помощью мы связались по телефону с Диной Павловной и попросили поделиться своими воспоминаниями. Понимая, что нашей визави уже 94 года, мы не грузили ее глобальными вопросами о работе предприятия. Хотелось просто легких воспоминаний, связанных с временем активной деятельности комбината, которую мы, калужане, всегда связывали с запахами.

Прежде всего мы поинтересовались у Дины Павловны: а какой аромат духов она бы предпочла под названием «Калуга»?

 – Это запах сосновой рощи, он для меня остался основным калужским ароматом с тех самых времен, когда я впервые приехала в Калугу.

 А приехала Дина Павловна в Калугу на работу на комбинат СДВ в 1949 году по окончании Краснодарского института пищевой промышленности. В дипломе молодого специалиста была указана специализация «Инженер-механик пищевой промышленности». Однако комбинат в те годы все еще продолжал возводиться, цеха монтировались, поэтому ее распределили на работу в отдел управления капитального строительства. Первый день работы запомнился навсегда, потому что он был связан с взрывом в одном из цехов, тогда погибли два человека.

А затем были 35 счастливых лет на должности руководителя группы в отделе главного механика и секретаря партийной организации предприятия.

 – Мы ходили на работу как на праздник. Комбинат был для нас вторым домом. Коллектив из двух тысяч человек собрался замечательный. Комбинат располагался на территории 110 га – размах был огромный: чтобы пройти из края в край, нужно было минут 10! Когда в конце 80-х – начале 90-х комбинат стал продаваться и переходить из рук в руки, у тех, кто на предприятии долго работал, было ощущение, что разваливается наш дом, как будто теряешь близкого человека, – поделилась Дина Павловна.

Как считает Гурджи, если бы комбинат существовал по сей день, он бы очень пригодился в эти пандемийные времена. На предприятии был цех по производству кислорода и водорода, он бы сейчас хорошо помог медицине. Запахов в городе от работы предприятия, как раньше, уже не было бы, ведь цивилизация давно ушла дальше.

А что касается приятных запахов?

 – У нас на СДВ были своя парфюмерная лаборатория и свой парфюмер Алла Яковлевна Клюева. На основе веществ, которые мы выпускали, она составляла различные духи. Но это была ее личная авторская работа. Она экспериментировала с запахами, давала на пробу всем желающим коллегам понюхать образцы. Так она тестировала спрос. Те образцы, что получали наибольшее количество одобрений, она отправляла на парфюмерную фабрику в Николаев и Харьков. Именно там выпускались ее авторские духи.

После Аллы Яковлевны парфюмером у нас работала Мария Сухарева. Она делала духи «Серебристый ландыш». Но всего лишь повторяла рецепт парфюмеров «Новой Зари». Образцы делала для сотрудников в качестве подарков на праздники.

Кстати, Дина Павловна еще и коллекционер. Она всю жизнь собирала флакончики от духов. В ее коллекции ныне забытые, но столь популярные в прошлом хрустальные флаконы от духов «Злато скифов», «Ярославна», «Вечерние», «Голубой ларец» и «Черный ларец» и многие другие, о чем сейчас так приятно вспоминать.

Если говорить о предпочтениях самой Дины Павловны, то это прежде всего «Злато скифов», «Только ты» и, конечно, «Красная Москва», по аромату которой иностранцы узнавали россиянок. А вот французские духи от Диора, которые ей однажды достались по великому блату, Дину Павловну не впечатлили.

  


                          НАША СПРАВКА

Пуск комбината СДВ был осуществлен 7 ноября 1948 года после сдачи в эксплуатацию ТЭЦ. С 1949 года начал работу цех по производству мускусов, до 1956 года введены в эксплуатацию 7 производственных корпусов, а с 1963 по 1978 год еще 8 корпусов.