27 апреля, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Добрая глина

26.11.2021
В Думиничах стал уже традиционным районный фестиваль фольклора и народных ремесел «Хлудневский промысел», который проходит в сентябре. А в течение всего года в столицу глиняного творчества регулярно наведываются гости - коллекционеры, туристы и творческие люди, чтобы побывать на родине мастеров, пообщаться с ними и поучаствовать в мастер-классах.

Светлая душа


Почему глиняная игрушка с таким искренним теплом воспринимается как детьми, так и взрослыми? Не потому ли, что в ней - подкупающая бесхитростность, искренность, наивность, открытая доброжелательность и жизнелюбие. Этими качествами наделили ее мастера со светлой, доброй и прекрасной душой. В их руках податливый комочек глины способен жить и рассказывать удивительные истории. Озаренная народной фантазией реальность приобретает волшебные черты, в ней быль и вымысел представляются неразделимыми.

Сегодня изготовлением хлудневской глиняной игрушки занимаются потомственные мастера в деревне Хлуднево. Это Александр Бубнев, Татьяна Бубнева–Рощина (дети известных мастеров Бубневых - Татьяны Ивановны и Ивана Петровича), Валентина Соколикова – ученица Татьяны.

Любимые гости


Наталия Моисеенко и Михаил Силаев изучают народные костюмы, сами их шьют, проводят их реконструкцию, лепят игрушки и создают куклы. С ними мы познакомились несколько лет назад на празднике деревни Хлуднево. С тех пор у нас завязались добрые отношения. Они исследуют хлудневский промысел уже три года.

В 2019 году супруги заняли первое место на областной выставке «Родное, близкое, свое». А в прошлом году в Ярославле стали лауреатами Всероссийского конкурса «Русский костюм на рубеже эпох».

Супруги часто приезжают в деревню Хлуднево для общения с мастерами, ведут задушевные беседы на самые разные темы, привозят архивные фотографии, занимаются вместе раскопками, делают со слов мастеров записи. Они сохраняют информацию, а со временем, думаю, издадут этнографическое эссе в память о предках и мастерах. Совместно с мастерами они лепят игрушку, и все это происходит за разговором о промысле. Вспоминаюм вместе те далекие времена, когда почти в каждом доме мужики «тянули» горшки, а бабы делали игрушку.

Желание творить


Готовые игрушки мастеров супруги размещают на выставках, которые проходят в разных уголках нашей страны. От этих встреч остаются самые приятные воспоминания, ведь сколько они в них вкладывают тепла и задушевности. А как это важно для самих мастеров! У них появляется стимул, желание творить. И с каким нетерпением мастера опять ждут их приезда!

На недавнем 10-м фестивале «Хлудневский промысел» представили свои изделия умельцы самых разных видов и стилей народного искусства. И все же центральное место по праву занимала хлудневская игрушка. И не случайно праздник начался с выхода на сцену девушек в ярких кокошниках, которые бережно держали в руках глиняных Барыню, Козлика и несколько символичных Древ жизни.

На этом празднике были Наталия и Михаил - мастера хлудневской куклы. Они встретились с каждым мастером, нашли для них добрые слова, приобрели разные фигуры и свистульки. Как хорошо, что есть такие неравнодушные, увлеченные люди. Огромное спасибо прекрасным мастерам, которые умеют дарить радость людям своим творчеством!

Наша справка

Хлудневская игрушка — русский художественный промысел нашей области. Он возник в первой половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей и Жиздры, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других горшечников и крыночников. Затем занятие превратилось в хобби. Хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи. Интерес к их творчеству родился в 1969—1971 гг. после публикаций в центральной прессе и участия во всесоюзных выставках. О хлудневской игрушке узнала вся страна.

Инесса АХАЛОВА, потомственная мастерица

Фото автора и из социальных сетей.