28 апреля, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Как Сервантес стал русским

26.11.2021
Как мы рассказывали в материале «Мастер слова из провинции» («КГВ» № 47 от 19.11.2021 г.), в райцентре, где Николай Михайлович провел детские и юношеские годы, недавно увековечили его имя на мемориальной доске, установленной на здании бывшей школы, в которой он учился. На открытие приехал Борис Любимов, сын переводчика, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, заведующий кафедрой истории театра России в ГИТИСе, театровед и педагог.

С любовью к землякам


Во время встречи в районной библиотеке с работниками культуры и местными краеведами Борис Любимов рассказал об отце и о том, какое место занимал Перемышль в его жизни.

Он поблагодарил педагогов за работу, которую сегодня проводит школа по сохранению памяти о Николае Михайловиче.

– Отец был влюблен в школу, где учился. И любую мою четверку, не говоря уже о тройках, он переживал как свою личную трагедию, считая, что я веду себя не так, как должен себя вести внук Елены Михайловны, которая была учителем иностранного языка. Для него было почти оскорблением, что его чувство к школьным годам попрано, – вспоминает Борис ЛЮБИМОВ.

Борис Николаевич особо отметил, что отец писал книгу воспоминаний «Неувядаемый цвет», в которой многие страницы посвящены его детству и юности, с чувством большой любви к людям вообще, и к перемышлянам в частности.

– У него в книге есть фраза о том, что о занятиях переводами он задумался на уроке преподавательницы литературы Софьи Меньшовой. Любовь к театру у отца, еще до того как он увидел лучших актеров Москвы, тоже началась с Перемышля, хотя здесь не было профессионального театра, – рассказал сын переводчика. – Да, у него был дар слова. Один мой товарищ говорил, что отец старался так хорошо переводить иностранных писателей, чтобы таким образом сделать их русскими. И Сервантес так стал русским писателем, и Мольер… Он хорошо переводил иностранцев из чувства патриотизма.

Передаётся по наследству


Еще одним источником вдохновения, сопровождавшим отца по жизни помимо литературы, Борис Любимов называет православие и церковь.

– Это передавалось в семье следующим поколениям, и я стараюсь передавать дочери и внукам. Не пойти в церковь ко всенощной он мог только во время болезни или важного события, которое невозможно отменить. Он не любил, когда его приглашали в гости в субботу, потому что в церковь надо пойти. И это было все годы – и 50-е, и 60-е. И так стало для меня. Огромную библиотеку церковной литературы, которую он собирал и потом передавал мне, я также теперь стараюсь передавать своему потомству.

Замечательные люди есть везде 


Борис Любимов абсолютно убежден, что самым главным и любимым местом в жизни отца был Перемышль.

– Это видно из книги, особенно из глав, где он пишет про свой переезд в Москву, но у него все равно первое время в столице присутствовало ощущение, что в Перемышле было лучше. Он чувствует, что размеры города не всегда есть размеры духовности, но что там тоже живут замечательные люди, как то окружение, с которым он сталкивался в Перемышле, – в основном священно-
служители, учителя. Это в какой-то мере передалось и мне в том смысле, что любовь к отнюдь не только Тверской улице и Невскому проспекту передавалась генетически всем нам. Как и вера в то, что замечательные люди есть и в маленьком городе и что жизнь в стране зависит не только от того, как живется в двух столицах, но в малых городах и селах тоже, – говорит Борис Любимов.

В надежде на процветание


Он вспоминает, что отец мучился и переживал за разрушенные храмы, за упадок, который происходил на селе в 60-е годы.

– Когда мы приехали сюда впервые в 67-м году, я с какой-то подростковой бестактностью у него спросил: ну и чем же ты здесь так-то восхищаешься? Потому что поводы для того, чтобы чувствовать запустение, конечно же, были. Он затих и не стал мне отвечать. Но, с другой стороны, по этой реакции было ясно: неужели ты не понимаешь, что из этого тоже может прорасти что-то очень важное и существенное. Я сегодня увидел в Перемышле светлые лица – подростков, энтузиастов. Увидел, что здесь есть люди, которые поднимают это место. Это вдохновляет. Очень надеюсь на процветание Калужской земли, такой дорогой для нашего рода, стараниями всех подвижников. Во всяком случае дорога сюда из Москвы теперь неизмеримо лучше, чем в 67-м году или в 93-м, когда я был здесь второй раз.

Борис Николаевич выразил надежду, что будет приезжать в Перемышль почаще.

– Я с дочерью своей об этом говорил (дочь Ольга Любимова – министр культуры РФ. – Прим. ред.). Надеюсь, что мы сюда с ней и внуками нагрянем. Очень хочу, чтобы здесь стало еще лучше, – пожелал в конце встречи Борис Любимов.

Фото автора.