6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Ветеринар в горах. Как, зачем и почему?

26.11.2021
Не так давно Андрей Шугаев вернулся из путешествия на самую высокую точку Африки – Килиманджаро. Он рассказал нам, как его угораздило пойти на такой подвиг. Свой рассказ Андрей начал издалека. Оказывается, у него не такой большой альпинистский багаж. И начался он с реализации давней мечты - покорить самую высокую точку Европы.

Всё началось с мечты

- Я не так давно занимаюсь альпинизмом. Все началось с того, что у меня много лет была мечта – подняться на Эльбрус. Она долгое время так и оставалась мечтой. Но в прошлом апреле собралась небольшая команда, и мы решили, что все же будем подниматься в конце августа на этот пик. Четыре месяца тренировок, и 24 августа мы совершили подъем на Эльбрус.

Вот тогда у подножия Эльбруса мне и пришла в голову идея подняться на Килиманджаро. Уже потом я пошел и за этой мечтой.

Физически был готов к ней – Килиманджаро с Эльбрусом почти одной высоты. Однако все же продолжал тренироваться еще около двух месяцев. Позже нашел компанию, которая помогла с организацией. И 30 октября я уже летел в Африку.

- Получается, что есть специальные компании, которые занимаются организацией восхождений в горы?
- Да, есть компании, занимающиеся этим профессионально. Это не те турагентства, которые возят нас на моря и океаны. Немножко другая организация. Они как раз и организовывают восхождение на топовые вершины мира.

Найдя такую компанию, я уже собрался в дорогу. Сразу скажу, восхождение закончилось благополучно, вся наша команда проявила себя замечательно и справилась с таким непростым испытанием, дойдя до самого конца.

Трудности восхождения

- Трудно было?
- На первый взгляд, человеку, не знающему особенностей альпинизма, может показаться, что подняться на Эльбрус или Килиманджаро - это очень легко. Ну, подумаешь, гора! На самом деле все это очень тяжело физически и морально. Даже если человек готов, все равно никто не знает, как поведет себя его организм на высоте.

Может быть такое, что людям, которые поднялись достаточно высоко, не хватит кислорода. И как бы ты ни тренировался внизу, все равно не можешь быть на 100 процентов уверен в поведении своего организма на вершине. Поэтому во избежание таких случаев нужна грамотная акклиматизация.



- Как же к этому подготовиться внизу?
- Подъем проходит в несколько дней – этапов. Все это время мы поднимаемся на разные высоты. Соответственно, чтобы грамотно настроить свой организм на высоту, мы разбиваем лагерь, адаптируемся, поднимаемся выше, затем спускаемся обратно, и так несколько раз. Каждый день нас осматривал доктор - утром и вечером. Он-то и принимает окончательное решение – может человек двигаться дальше или нет, позволяет ему это сделать его организм или надо остановиться.

Если да, то путь продолжается. Если нет, альпинист, которому запрещено идти дальше, с сопровождением отправляется назад.

- Страшно было восходить на Килиманджаро?
- Скажу честно, да. Было страшновато, потому что Килиманджаро все же выше Эльбруса. Да и погода… В ночь, когда нам надо было восходить, она подготовила сюрприз - выпал снег.

Конечно, страх присутствовал. Не могу сказать, что боялся, но опаска была. Это нормально.

Искусство лечить животных – не помеха восхождениям

- Как вы совмещаете свою основную работу ветеринара и такое опасное хобби - альпинизм?
- Я ветеринарный хирург, оперирую животных. Это огромная, колоссальная нагрузка не столько физическая, сколько моральная. Для себя я выявил, что мой организм отдыхает от нее не на пляже, у моря, а в горах. Здесь голова полностью отключается от работы, и потом возвращаться в клинику становится гораздо легче.

Любая работа требует эмоциональных затрат. А с животными еще сложнее - они ничего не говорят. Специфика нашей работы в том, что к нам приходят с горем. Я почти никогда не вижу счастливых людей. Они приходят ко мне, когда их животные заболели. И весь груз этих отрицательных эмоций ложится на меня. Вот эти горные приключения и дают хорошую перезагрузку для того, чтобы с новыми силами лечить зверей.

- А как подгадываете отпуск под восхождения? На работе не против таких экспедиций?
- Дело в том, что наша клиника частная. И я ее владелец. Сам себе начальник. Но все же я не всегда могу позволить себе полный отпускной месяц в году. У меня есть пушистые пациенты, которым я необходим. Поэтому беру отпуск два-три раза в год на семь-десять дней.

В этом деле главное - желание

- Может быть, кто-то, прочитав о вас, тоже решит покорить вершины. Что посоветуете таким людям?
- В первую очередь для этого нужно иметь большое желание. Потом поставить перед собой конкретную цель - покорить Эльбрус или какую-то другую вершину. И к этой цели идти.

При этом нужно понимать, что это не просто туристический поход, не прогулка. Перед восхождением нужна серьезная подготовка. Альпинизм - это спорт. Это правильное питание. Подготовка должна быть планомерной. За пару недель или месяц не подготовиться. Но полгода - нормальный срок для человека, который решился покорить вершину. И, конечно, четкая мотивация. Для чего он это делает?

- Эльбрус и Килиманджаро покорены. Какие новые вершины перед вами?
- Конечно, это не конец моего альпинизма. Я бы даже сказал, что это только начало. После Нового года меня ждет еще одно восхождение. Пока в планах - либо самая высокая точка Южной Америки - гора Аконкагуа высотой 6900 метров, либо вулкан в Северной Америке Орисаба. А так, наверное, каждый человек, который занимается восхождением, думает об Эвересте. Но для этого надо пройти еще несколько ступеней – вершин, и посмотреть, как организм будет вести себя на них.