19 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Космос как строительство

22.11.2021
В Инновационном культурном центре открылась выставка современного искусства, посвященная 60-летию полета Гагарина в космос. Ее название отсылает к строке из поэмы Максимилиана Волошина «Путями Каина», призывающей читателя стать «дерзким зодчим Вавилонских башен». То же самое кураторы предлагают сделать и посетителям экспозиции.

Космизм и авангард

«Зодчие Вавилонских башен» — это совместный проект музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и команды ИКЦ, представляющий размышления современных художников из Москвы и Калуги о космосе в самом широком смысле слова. Это и антитеза хаоса, и межзвездное пространство, и микрокосмос человеческой души.



Под стать множеству смыслов оказалось и обилие техник и стилей. В небольшом пространстве экспонатов как будто бы даже с перебором. На двух экранах крутится какой-то видеоарт, к потолку подвешены несколько объектов, по залу расставлены скульптуры и инсталляции, на стенах развешены картины. Посетителей это заинтересовало. Практически у каждого произведения кто-то фотографируется.

В центре зала стоит единственная настоящая башня, хоть и скромных размеров. Это макет-реконструкция Татлинского памятника III Интернационалу – возможно, самого утопического проекта русского авангарда. Вообще влияние этого течения чувствуется во многих работах выставки, но к авангарду примешиваются еще и почти родные для калужан идеи русского космизма от Циолковского до Федорова.

Страна победившего QR-кода

Кстати о Калуге. Наш город представили два Алексея – Васильев и Фрей. И если первый представил публике примерно то, что она и ожидала – яркие картины акрилом в своем узнаваемом стиле, то второй решил выступить более концептуально. Он предлагает зрителям заглянуть в шатер, который выступает здесь и как образ небесного купола, и как, говоря словами автора, «символ кочевого образа жизни, выхода в «открытый космос» чужих земель».



Масштабный портрет Гагарина, склеенный художником Алексеем Бегаком из обрывков советских газет за 13 апреля 1961 года, в особых интерпретациях не нуждается. Другие же работы кажутся гораздо более «темными», и тут на помощь приходят сами художники, записавшие аудиокомментарии, доступные по QR-кодам на табличках.

«Планеты» в стиле эмбиент

Апофеозом открытия стала премьера хореографического перформанса «Планеты». Композитор Алексей Епишев переосмыслил одноименную сюиту своего британского коллеги Густава Холста «Планеты», сделав из нее музыкальную пьесу в жанре эмбиент (стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра). За саму постановку отвечали московский хореограф Юлия Чекмасова и артисты калужского Инновационного театра балета. В результате получилось чувственное пластическое высказывание о космосе и эросе.

Выставка работает до 12 декабря. Вход свободный.


Автор: Денис АЛЕКСЕЕВ