5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Народ в него поверил

19.11.2021
Выборы проходили 9 ноября 1996 года в напряженной обстановке: по своему социально-экономическому положению, уровню благосостояния жителей наш регион находился на одном из последних мест в центральной России. Банкротились и закрывались крупные предприятия и хозяйства, на многих заводах в течение года не выплачивалась заработная плата. Трудно было заставить население поверить кому-то. Но Валерию Сударенкову это удалось. 14 ноября он вступил в должность губернатора, и на Калужской земле наступила эпоха созидания. Сегодня первый народный избранник области вспоминает то непростое время.

Осознанное решение

– Без доверия населения области я бы не решился взять на себя ответственность по управлению регионом. Произошло это в один из последних моментов, когда до выдвижения кандидатов в губернаторы оставалось немногим более недели. Представители руководства Обнинска встретились со мной, призвали баллотироваться на должность главы региона. Для меня предложение было неожиданным, тем более что главным кандидатом на этих выборах был действующий глава администрации области и бывший мэр Обнинска Олег Савченко, у которого был и административный ресурс, и мощная финансовая поддержка. Всего этого я не имел. Но рискнул. Время показало, что риск не напрасен. Хотя я изначально был уверен в победе.

– Откуда такая уверенность? Ведь на стороне оппонентов были, как вы сами говорите, мощные ресурсы поддержки.
– Я опирался на мнение населения. Было и личное желание исправить ситуацию в регионе. В будущее области я смотрел иначе, чем мои оппоненты по губернаторским выборам. Кроме желания у меня был еще опыт работы в законодательной и исполнительной власти, что, как я считаю, необходимо и полезно для любого главы региона. Ну и, конечно, был надежный партнер в лице Анатолия Артамонова, который в паре со мной шел на эти выборы. Кроме поддержки из Обнинска нас активно поддержали коллективы крупнейших калужских предприятий, строительный комплекс, а также сельхозорганизации, в которых хорошо знали моего коллегу Анатолия Дмитриевича. Наше участие в выборах было осознанным решением.




Предвыборная атмосфера


– Я, как член вашей команды, помню, что атмосфера была напряженная. На журналистов, которые работали на вас, оказывалось давление…
– К сожалению, это так. И давили не только на журналистов, но и на сотрудников департаментов, которые, по сути, не были против нас. Хотя я придерживаюсь мнения, что люди, участвующие в том или ином избирательном штабе, не должны страдать после подведения итогов. Так оно и было. В моей команде осталось работать немало профессионалов, которые вынужденно находились в штабе моих оппонентов. Никакой «охоты на ведьм» с нашей стороны не было.

– Как проходили ваши встречи с избирателями?
– Нашей небольшой на тот момент предвыборной команде нельзя было ничего поставить в упрек. Встречаясь с коллективами, мы не давали популистских обещаний, а говорили о том, каким образом можно оживить нашу экономику, как избавиться от долгового бремени. Помогали людям обрести надежду на лучшие перемены.

Свет в конце тоннеля

– Как же можно было обнадежить отчаявшееся население, которое на тот момент не хотело ни во что верить?
– Это было сложно. Но мы шли на эти выборы не с обещаниями, а с поэтапной программой. И реализация этой программы началась на глазах у наших избирателей. Мы знали, что без ресурсов извне нам не поднять экономику региона. Поэтому именно тогда, в сложные и непредсказуемые 90-е годы, в регионе произошел инвестиционный прорыв. Тогда в нашу область пришли такие крупные инвесторы, как Stora Enso (один из крупнейших в России заводов по выпуску гофрокартона в Балабанове) и «САБ Миллер Рус» (российско-южноафриканская пивоваренная компания в Калуге). Были и другие инвесторы. Причем на тот момент для них еще не было создано каких-либо преференций, просто иностранные инвесторы поверили нашей команде.

Первые шаги

– 14 ноября 1996 года вы вступили в должность. Какие документы вы подписали в первую очередь?
– Самый первый документ сейчас сложно вспомнить. Помню, что это было постановление или распоряжение, касающееся социальной сферы. Одним из первых я подписал областной закон о развитии библиотечного дела. И, кстати, сразу после церемонии вступления в должность я отправился в департамент финансов, чтобы тщательно проанализировать ситуацию с областной казной.

– Через 4 года, в конце вашего губернаторского срока, ситуация в регионе изменилась?
– Безусловно. В области уже практически не было долгов по зарплате, появились новые предприятия, а старые стабилизировали свое производство. Улучшилось настроение нашего населения. Да и я был спокоен, потому что передавал регион в надежные руки, своему партнеру Анатолию Артамонову, продолжившему созидать.
Фото из архива редакции.