9 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Урок с Солнцем русской поэзии

17.11.2021
Говорят, что в «Пиковой даме», как и в «Сказке о золотом петушке», немало зашифрованных знаков, и потому истинная суть повести раскрывается не каждому. Однако тема пагубной страсти к игре, мастерски раскрытая Пушкиным, актуальна до сих пор.

Тайна тайн

Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году. Она по праву считается одним из самых мистических произведений автора. Реальную историю поэт узнал от своего приятеля Сергея Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом или магом Сен-Жерменом. От него она узнала некий карточный секрет. Все остальное Пушкин выдумал.



Кажется, писатель всего лишь показывает нам, что может случиться с человеком, одержимым игрой. Но слово Пушкина куда глубже. Время жизни графини из повествования – это время становления дворянской культуры. Не так давно дворянство получило землю и крестьян, и это коренным образом изменило его положение. Оно превратилось в сословие, свободное от государственной службы и паразитирующее на труде крестьян. Прибавьте к этому увлечение всем западным, и, в частности, мистикой. При императоре Александре I увлечение мистицизмом достигает апогея. Результатом этого являются описываемые Пушкиным события «Пиковой дамы». Германн – персонаж, олицетворяющий сильную, но извращенную страстями душу.

Некоторые исследователи творчества Пушкина утверждают, что кроме всего сказанного в повести обличаются идеи массонства, замешанного на оккультизме и астрологии. Так это или нет, неизвестно, но безусловно желание разгадать тайну трех карт, понять кто такие Германн и старуха графиня, подтолкнуло не одного режиссера к постановке повести. Решился на это и режиссер Михаил Визгов. Он погрузил своих актеров в историю, изложенную писателем, не пропуская, кажется, ни одного момента. И надо сказать, что ему удалось показать зрителям истинную суть игры и дальнейшую судьбу тех, кто уже не может остановиться. Но где страсть? Та, что показали эти же актеры в «Грозе», например.

А Германна всё нет

Главный герой ведь не просто хочет узнать тайну трех карт у старухи графини. Он буквально помешан на этой мысли, даже готов стать ради этого любовником 87-летней женщины, обманом втереться в круг ее домашних, бессердечно сыграть на чувствах ее воспитанницы. Но Германн в спектакле ТЮЗа вовсе не кажется одержимым. Он довольно легко, почти безэмоционально (если не считать заламывание рук эмоциями) добивается своего. Возможно, требуется еще время, чтобы актер сжился с ролью. Раскрылся Германн только в самом конце спектакля – там мы увидели совершенно ошеломленного, сраженного и разбитого неудачей с картами, раздавленного безвыходностью ситуации человека. Проиграв все, он приходит сначала в неистовство, а потом зритель почти физически ощущает, как сознание его мутится. Перед нами полный распад личности. Пушкин описывает в повести превращение человека в чудовище и его гибель, а попутно открывает нам картину современного писателю общества, помешанного на чинах и деньгах. Увы, в спектакле эти акценты не так сильны.



Старуха

Я понимаю, что некоторые дамы очень долго остаются привлекательными и ухоженными, несмотря на возраст. Но 87 лет! Столько было старушке в повести. Пушкин пишет, что она также тщательно одевается, как и много лет назад. Но она все же старуха, и не только с позиции довольно молодого Германна автор дает нам ее описание. ТЮЗ выбрал на роль графини молодую актрису, хотя в составе труппы есть более умудренные опытом актеры. Конечно, молодую актрису загримировали, но это тот случай, когда молодость не спрячешь, она буквально просвечивает, и оттого нелепыми кажутся все шаркающие движения, произносимые фразы. Ну не старуха это, и все тут! Но если роль все же отдана молодой, то, наверное, надо было бы искать более убедительные художественные приемы для передачи образа. Хотя не наше дело давать советы режиссеру. Лишь одна сцена, по моему мнению, была сыграна актрисой безупречно – сцена смерти. Так умереть – это большое искусство.

* * *

Впрочем, для школьников, особенно тех, кто наспех прочитал повесть или не читал вовсе, спектакль безусловно полезен. А вот для серьезного осмысления еще требует проработки.