8 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

ЗАБОРистая тема

17.11.2021

В Калуге и в других наших населенных пунктах продолжают отгораживать тротуары от проезжей части. Это объясняют существующими требованиями безопасности организации движения. К тому же национальный проект «Безопасные качественные дороги» предполагает установку ограждений на опасных участках вдоль улиц. И их становится все больше. Нужны ли они в таком количестве? Вопрос спорный. Наши корреспонденты высказывают две точки зрения на проблему.


А они всё растут

Андрей ГУСЕВ

На мой взгляд, конструкции эти малоэстетичны и не украшают улицы, создают визуальный шум. Мешают они и механизированной уборке тротуаров.

В прошлом году вступил в силу ГОСТ, согласно которому введено допущение не продлевать такие ограждения после остановок маршрутных транспортных средств, расположенных возле перекрестков или выездов с прилегающих территорий. Также их необязательно устанавливать при наличии газона, отделяющего проезжую часть от тротуара, шириной более 1 м или при наличии сплошной посадки кустарника.

В некоторых населенных пунктах этим допущением уже воспользовались. Такие разные города, как Мурманск, Киров, Челябинск, Красноярск, Ярославль, Москва, Пермь, стараются найти компромиссные решения, чтобы и убрать эти ограждения, и не нарушить законодательство, и не поругаться с контролирующими органами в лице, например, ГИБДД.

Но мы продолжаем ставить заборы. В Калуге из центра города эта тенденция распространяется уже на Правый берег, где по новым правилам их могло бы и не быть. Здесь и газоны в большинстве своем шириной больше метра, и кустарник на разделительных полосах растет. Тем не менее появляются новые оградки серого цвета. Территория здесь большая, и работа по «озабориванию» только началась. Можно предположить, какой размах она приобретет и сколько таких ограждений здесь еще может появиться.

Иногда даже кажется, будто устанавливаются они совершенно бездумно, без учета сложившихся пешеходных маршрутов, а просто во исполнение какого-то абстрактного чертежа, неизвестно каким специалистом нарисованного. И это вызывает раздражение.

Кстати, многие урбанисты считают, что пешеходные ограждения создают ложное чувство защищенности у водителей и они не снижают скорость при движении на городских улицах. Но ведь именно превышение скорости является основной причиной аварий с пострадавшими. Бороться за безопасность следует все же не столько барьерами, сколько установкой искусственных неровностей, приподнятых пешеходных переходов и другими комплексными мерами вплоть до серьезного ограничения скоростного режима в отдельных районах городов ради общей безопасности.

И потом, если вместо железных ограждений высаживать кустарники, которые будут служить разделительными полосами и барьерами (что соответствует новым требованиям ГОСТа), это поможет еще и озеленению областного центра. У нас ведь много говорится о стремлении к восстановлению былой славы Калуги как самого зеленого города России.

Это будет экологично, а возможно, и обойдется дешевле установки металлических конструкций. Кустарники не понадобится каждый год мыть и красить, нужно будет только раз в год проводить обрезку.


«Твоих оград узор чугунный...»

Наталья ЛУГОВАЯ

Нет, я не собираюсь сравнивать современные леерные ограждения с красотой и витиеватостью воспетых Пушкиным питерских оград. Хотя неприятия и отторжения они тоже не вызывают - уродливыми их не назовешь. По сравнению с советскими они даже изящны. Советские, если кто помнит, были изготовлены из толстых металлических труб и представляли собой нечто вроде закругленных по углам прямоугольников с перекладиной, расположенной ниже. На площади Победы такие точно в Калуге были. В детстве было удобно вставать ногами на перекладину и с этого возвышения наблюдать демонстрации.

Однако вопрос не только в красоте, но и в функциональности. А назначение этих заборчиков, как я понимаю, - хоть немного оградить водителей от неразумных пешеходов, а пешеходов – от лихих водителей. Сколько раз приходилось видеть пожилых людей, торопливо переходящих дорогу в совершенно неположенном месте. «Доживем до их лет, возможно, и нам двадцать шагов до светофора тяжело будет пройти», - с пониманием возражает один знакомый. Возможно. Однако, когда перебегаешь проезжую часть под носом автомобилей, есть риск и вовсе не добраться до места назначения. А вот преодолеть препятствие в виде ограды таким людям не менее сложно, а значит, к «зебре» все же придется идти.

На улице Никитина в областном центре есть небольшой отрезок пути, который меня как маму всегда держал в напряжении, тем более что расположен он по дороге к детскому саду. Дети мчатся по дорожке бегом, едут на велосипедах и самокатах, весело оглядываясь на родителей. Дорога рядом: от нее отделяют лишь редкие деревья, никакой зеленой зоны нет. И вылететь на проезжую часть ребенок может запросто. Поэтому у родителей лишь два выхода: кричать и не пускать, вцепившись в руль детского транспортного средства, либо бежать рядом, на что после рабочего дня не каждый согласится. А вот чуть дальше по улице, если пройти в обе стороны, начинается и зеленая зона у дороги, и леерные ограждения – родители могут расслабиться. Почему конкретный участок тротуара остался неогороженным, для меня загадка. Как загадка и в том, разумеется, зачем перекрывать ограждениями путь пешеходов у светофора. Во всем нужна разумность и золотая середина. И, разумеется, было бы здорово, если бы металлические «заборчики» заменили живой изгородью, но в последнее время в Калуге с появлением новых зеленых насаждений вообще сложно. Сохранить бы те, что есть.

А что вы думаете по этому поводу? Пишите в наши группы в соцсетях.