25 ноября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Восторг перед бездонной Вселенной

15.11.2021
В Москве, в Институте космических исследований Российской академии наук, в октябре состоялась I Международная конференция по космическому образованию «Дорога в космос», приуроченная к Всемирной неделе космоса и 60-летию первого полёта человека в космос. Она была посвящена проблемам космического образования.

Сказки Музея Чижевского

Для того чтобы школьник выбрал технический вуз и, будучи студентом, конструировал спутники, мечтая об их запуске в космос, необходимо еще в раннем детстве вызвать у него восторг перед бездонной Вселенной и зародить исследовательский интерес. Именно дошколята и ученики младших классов являются самыми любознательными исследователями окружающего мира.



Но как объяснить малышу, что такое гелиобиология и аэроионизация, солнечные пятна и протуберанцы, откуда в космосе взялся мусор и многое другое?

- Пришлось стать сказочницей и сочинить «Сказки Музея Чижевского», в доступной форме объясняющие ребенку научные направления, которые развивал и создавал Александр Леонидович, освещающие другие научные вопросы, - рассказала на конференции Людмила Морозова, старший научный сотрудник Дома-музея А.Л. Чижевского (отдел ГМИК им. К.Э. Циолковского). - В музейной копилке уже есть «Сказка о Солнечном Лучике», «Сказка о Витаминах воздуха», «Сказка о Тётушке Свалке», «Сказка о Космической Гаечке», продолжается работа над сказками о Лунной Фее и Смелом Эритроците.


У нас накоплен хороший опыт проведения музейных образовательных программ. Их цель – помочь разобраться юным посетителям музея в научном наследии ученого-биофизика Чижевского, оценить значимость его работ для космонавтики, а главное – снять с науки завесу сложности и недоступности.

Программы «Солнышко в ладошке», «Путешествие к Солнцу», «Солнце вокруг нас» знакомят школьников с открытием А.Л. Чижевским гелиобиологии - науки о влиянии Солнца на биологические процессы.

Еще одним направлением исследований Чижевского является аэроионология – наука о влиянии ионизированного воздуха на здоровье человека. Для ее разъяснения разработаны научно-просветительные программы «Тайна живого воздуха», «Молния в руках человека».

С освоением космоса орбита Земли стала местом деятельности человека, соответственно у землян возникла ответственность за экологию космического пространства. А решение проблем космической экологии начинается с экологии на планете. Для формирования экологического мировоззрения мною разработаны программы «Зеленая планета», «По заветам Экзюпери», «Космонавтика и охрана окружающей среды», «Экология и энергетика».

Одной из задач музейных занятий является профориентация учеников. Программа «Искусственный интеллект» помогает им задуматься, как получить интересную профессию, чтобы стать востребованным специалистом в эпоху цифровых технологий.

Сегодня во многих музеях мира просветительская и образовательная деятельность проводится в формате эдьютеймент, то есть обучение плюс развлечение. Занятия, вызывающие эмоции, дают более качественный результат, поэтому в нашем музее для детей проводятся ролевые игры, викторины, им предлагаются ребусы, головоломки, даже творческие домашние задания.

В конце занятия подводится итог – это очень значимый для меня момент. Ребята высказывают интересные, порой неожиданные мысли, задают массу вопросов, предлагают пути решения намеченных проблем. А самое важное, они интересуются, в каком вузе можно получить космические специальности.

На мой взгляд, польза от музейного занятия будет лишь при условии, что удастся удивить юных посетителей – и подростка-нигилиста, и первоклашку, и начинающего компьютерного гения, вызвать восхищение бесконечной Вселенной, заинтересовать ее тайнами. Вот тогда и случится первый шаг по дороге в космос. Интерес коллег к моему докладу и их вопросы подтвердили правильность выбранной нами формы взаимодействия с детьми самого разного возраста, «Сказки Музея Чижевского» понравились даже взрослым! – заключила Людмила Николаевна.

До детсадов ещё не дошли

Первая Международная конференция «Дорога в космос» собралась, чтобы обсудить проблемы космического образования в России и за рубежом в школах и вузах, заострить вопросы популяризации космических исследований и привлечения молодежи для будущей работы в космической отрасли.



К участию были приглашены преподаватели вузов, школ, учреждений дополнительного образования, сотрудники музеев, планетариев, научные журналисты - все, кто занимается образованием и просвещением в сфере астрономии и космонавтики.

Форум открыл физик с мировым именем, научный руководитель ИКИ - Института космических исследований, академик Лев Зеленый. Он напомнил:

- Первый раз мы распространяем свою деятельность на всю молодежь от школ до вузов, разве что до детских садов еще не дошли.


Интересным был доклад знаменитого американского астрофизика и астробиолога Ричарда Гувера «Космический и ракетный центр США: прошлое, настоящее и будущее». Профессору из Америки, рассказавшему о деятельности НАСА, где он проработал с 1966 по 2012 год, было задано много вопросов, на которые он подробно ответил.

Много полезного удалось почерпнуть из выступлений представителей Иркутского планетария, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, других участников конференции.

Организовал конференцию Институт космических исследований при поддержке РАН, Государственной космической корпорации «Роскосмос», Министерства науки и высшего образования РФ. По окончании заседаний состоялся круглый стол «Космические музеи», где академик Лев Зеленый признался, что в космонавтику он пришел потому, что все детство провел в Музее космонавтики Москвы. После такой высокой оценки остается только искать среди девчонок и мальчишек, приходящих в музей, будущих академиков, космонавтов, инженеров космической техники, а также поэтов, писателей и музыкантов, которые смогут отразить в своем творчестве завораживающие глубины космоса.