5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Пока не вылетела пуля

15.11.2021
Казань, Пермь… Скорбный список можно продолжать долго. «Школьные стрелки» стали частью российской действительности. За последние три года в стране произошло более полусотни нападений учеников, студентов на учебные заведения. Специалисты отмечают высокий уровень жестокости среди подростков и молодежи. Правительственная комиссия по профилактике правонарушений рекомендовала Минобрнауки РФ исследовать российских школьников на агрессивность и склонность к насильственным действиям. Возможно, это даст ответы на два главных вопроса: в чем причина и что делать?

Искали их и мы вместе с Ольгой Дувалиной, кандидатом психологических наук, доцентом, заведующей кафедрой общей и прикладной психологии Калужского института (филиала) АНО ВО МГЭУ.

Трудный возраст

– Ольга Николаевна, а вы согласны с тем, что современные дети, подростки стали более агрессивными, жестокими?
– Подростковая жестокость существовала всегда, хотя и в целом агрессии стало значительно больше. Растет уровень насилия в фильмах, в СМИ транслируются акты агрессии. Информация о жестоком поведении с появлением интернета стала доступна для большинства.

– Многие обвиняют в этом именно интернет.
– С появлением интернета у одних появилась возможность совершать преступления и выкладывать свои «подвиги» в сеть, у других – смотреть и копировать данное поведение. Конечно, у детей, которые сейчас массу времени проводят с гаджетами, грань между виртуальным и реальным мирами стирается. При этом современные подростки хорошо знают свои права, но очень плохо свои обязанности.

Если говорить именно о них, то я бы выделила

– Есть теория, что импульсивное поведение подростков – наследство наших далеких предков. Оно способствовало сепарации, расселению молодых особей. Получается, ребята в этом возрасте наиболее уязвимы?
– Да. Еще не сформировались ценностные ориентации, нет устойчивых морально-нравственных принципов. Зрелая личность в отличие от «дозревающей» имеет четкие убеждения, свою точку зрения, без труда может ее отстоять, отказаться от поступков, противоречащих собственным моральным принципам.

На грани срыва

– Всегда ли толкают на крайние проявления агрессии конфликты в коллективе, травля?
– В основе агрессии всегда лежит конфликт. Он может быть осознаваемый, бессознательный, охотно раздуваемый, вынужденно принимаемый, затяжной и даже мимолетный – лицо не понравилось, не так посмотрели. Всякая агрессия – это проявление активного деятельного недовольства человека условиями жизни, ближними, друзьями и часто самим собой, что не всегда осознается.

– Можно вычислить человека, который находится на грани, пока он не нажал на курок, не пришел с ножом? Пишут, что многие «школьные стрелки» были до происшествия тихими и незаметными.
– Это могут быть и тихони, и открытые агрессоры. Предугадать подобное поведение очень трудно, но есть вещи, которые должны насторожить окружающих. Я бы выделила такие: повышенная чувствительность к малейшей критике – человек резко высказывается, обижается. Локус контроля, говоря профессиональным языком, направлен вовне. Когда он направлен вовнутрь, человек винит в первую очередь себя: «Я не умею ладить с людьми, поэтому у меня нет друзей». Те, у кого он направлен вовне, говорят: «Это они плохие, не хотят со мной дружить, а я хороший. Во всех моих несчастьях виноваты они». Далее – самооценка жертвы. Человек мечтает, что когда-нибудь он всем отомстит, будет защищать угнетенных. Это говорящий фактор. Показательно положение одиночки. Человек изолирован, социально замкнут. Внимания требует как и тот, кто социально замкнут, так и тот, кто постоянно бросает обществу вызов, показательно не соблюдает требования. Сюда же относятся странности, отклоняющееся поведение, действия и слова, которые заставляют окружающих побаиваться такого человека.

Часто его отличительная черта – примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений. Встречается узость интересов, нередко низкий уровень интеллектуального развития. Хотя и не всегда. Встречаются дети из успешных семей, умные, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная грубость, подражательность, озлобленность. Факторов много.

– А психические патологии? Кстати, пермский «стрелок» прошел психиатра и ему разрешение на оружие выдали.
– Оценка нормальности – вещь сложная. Если говорить о жестоком поведении, то это скорее поведенческая реакция. А собеседование, которое проходит при получении различных документов, фиксирует состояние сиюминутное – на данный момент человек не агрессивен. Глубокое обследование требует времени и сил.

Эти факторы являются пусковым механизмом для формирования агрессивного, жестокого поведения. Трудно выделить, какой из них является наиболее значимым. Особенно теперь, когда рамки этики утратили свое былое значение, которые выступали в качестве ограничителей агрессивного поведения для многих.


3 основных фактора формирования агрессивного, жестокого поведения

1- Физическая составляющая подросткового периода, которую нельзя не учитывать. Организм подростка переживает настоящую бурю. Рост, развитие, гормональная перестройка идут быстрыми темпами. Одна из особенностей данного возраста – личностная нестабильность. Ребята склонны к необдуманным поступкам, риску, ведут себя несдержанно. С одной стороны, импульсивность помогает им самоутверждаться, искать контакты со сверстниками, дает социальное одобрение в кругу референтной группы, помогает отделяться от родителей, с другой – приводит в том числе к большим неприятностям.

2 - Многие ученые сходятся во мнении, что именно семья является основным источником формирования агрессивного, жестокого поведения. К сожалению, во многих семьях физическое и психологическое насилие является чуть ли не основным методом воспитания. Именно семья указывает на то, что агрессия может проявляться не только к врагам, незнакомым людям, но и к близким. Влияют на детей и внутрисемейные конфликты, отчуждение, социальное неблагополучие.

3 - СМИ, фильмы, компьютерные игры, социальные сети. Они могут способствовать развитию жестокости у подростков, поскольку помогают им определить свое отношение к людям, а также способствуют образованию у них представления о вероятном поведении других людей. Они показывают, формируют представление, каким способом лучше решать проблемы между людьми. Можно увидеть, что агрессия полезна, помогает достичь желаемого, одобряема – ею пользуются хорошие парни, безопасна – киногероев наказывают редко, безобидна – на страдании жертв, как правило, не заостряют внимания.


Окончание читайте здесь. Кстати, вы можете оценить уровень агрессии себя и своего ребенка, пройдя тесты.