7 мая, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

О пользе цифровизации и человеческой коммуникации

08.11.2021
Калуга и Таруса признаны победителями Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» 2021 года.

Проект «Диспетчеризация объектов водопроводного хозяйства», разработанный ГП «Калугаоблводоканал», вывел Калугу на первое место в номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений «Умный город».

Второе место в номинации «Обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» завоевала Таруса.

Рассказываем о калужском проекте-победителе.


Благодаря реализации разработки водоканала жители областного центра и всего региона получили более надежное и качественное водоснабжение, а утечки драгоценного ресурса «в трубу» существенно снизились.

За этой победой стоит множество бессонных ночей и напряженная работа команды всего коллектива предприятия.

Все началось в 2018 году, когда особенно остро стали ощущаться последствия морально и физически устаревших методик учета воды, одностороннего контроля происходящих на водном хозяйстве процессов. Количество курируемых водоканалом объектов стремительно росло, а проблемы оставались прежними. Так, отсутствовал контроль параметров работы насосного оборудования, не вполне достоверным оставался учет данных по водоснабжению от южного и северного водозаборов. Затраты электроэнергии и потери воды были немалыми, а оперативность действий при обнаружении и ликвидации аварий оставляла желать лучшего.

– Подходы к организации управления системой водопроводно-канализационного хозяйства необходимо было менять, используя достижения современных технологий, – рассказывает заместитель генерального директора ГП «Калугаоблводоканал» Антон Каськов. – Поэтому в рамках федерального проекта «Умный город» на предприятии была произведена диспетчеризация и автоматизация южного и северного водозаборов, а также открылась обновленная центрально-диспетчерская служба, оснащенная современным аппаратно-программным комплексом. Этот комплекс позволяет удаленно управлять технологическими процессами, обеспечивая оперативную работу производственных служб и технологическую безопасность сооружений.


Основным итогом работы проекта стало значительное снижение эксплуатационных расходов. Так, на 20% уменьшились затраты на электроэнергию.



Кроме того, существенно сократилось время устранения аварийных ситуаций, минимизировалось влияние «человеческого фактора», уменьшилось количество телефонных жалоб от абонентов.

Учет потерь воды теперь ведется с помощью автоматики. Система «видит» всю цепочку распределения ресурса от источника к потребителю, благодаря чему диспетчер может понять причины утечки: порыв или банальное воровство. К тому же появилась возможность дистанционного включения и отключения дорогостоящего оборудования с пульта головного офиса предприятия. Это уменьшает износ и продлевает срок его службы.

Фактически разработчики создали «цифровой двойник» системы водных объектов предприятия, предусмотрев возможность отслеживания и управления их параметрами в режиме онлайн. Это «живая» структура, которая развивается и совершенствуется вместе с разрастанием водопроводной сети.

По словам заместителя начальника центральной диспетчерской службы ГП «Калугаоблводоканал» Ирины Сидоровой, освоить новую программу было несложно.

Главный монитор в диспетчерской отображает все объекты водной инфраструктуры. В диктующих точках (определенных местах водопроводной сети на карте города) измеряется давление. Отклонившийся от нормы показатель подсвечивается – это сигнал диспетчеру о том, в какой части города произошла неисправность. Далее следует оперативное принятие решения, направленного на ликвидацию аварии. Так обеспечивается бесперебойное поступление воды в наши дома и учреждения.

Кстати
Для премирования муниципалитетов-лидеров из федеральной казны будет выделено 90 млн рублей, 50 из них получит Калуга.

До внедрения проекта
Аварийность на сетях водоснабжения – 0,9 единиц на километр.
Потери питьевой воды – 42%

После внедрения проекта
Аварийность на сетях водоснабжения – 0,8 единиц на километр
Потери питьевой воды – 39,3%


Окончание читайте здесь