Рыба не думает, она уже всё знает
15.10.2021
Калужанка Дарья БОНДАРЕНКО занимается изобразительным искусством более пяти лет и начинает завоевывать известность в арт-сообществе. При этом она закончила истфак КГУ, а художественные практики осваивала с помощью самообразования.В начале был коллаж
– Вообще в основе всех моих работ, будь то живопись или инсталляция, лежит принцип коллажа. Иногда коллаж даже служит как бы эскизом для картин. Я бы всем, кто хочет заниматься изобразительным искусством, но пока неуверенно рисует, предложила попробовать коллаж, потому что работа с уже готовыми элементами открывает массу возможностей для творчества, – рассказывает Дарья.
По ее словам, имя Дарья Бондаренко слишком распространенное, поэтому возникла необходимость в псевдониме. Так девушка стала подписывать свои работы странным словом «радиорыб» – тоже своеобразным коллажем, состоящим из двух несопоставимых частей. Но здесь скрыта и отсылка к роману Андрея Платонова «Чевенгур»: «Рыба между жизнью и смертью стоит, оттого она и немая, и глядит без выражения; телок ведь и тот думает, а рыба нет — она все уже знает».
Во многом основой для творчества Дарьи как раз и стал страх смерти и другие страхи. Этой теме посвящена серия «Мама говорила», созданная для ярмарки молодого искусства Blazar, проходившей с 8 по 12 сентября в Москве.
– Эти работы обыгрывают страшилки, которыми взрослые пугают детей. Часть из этих страшилок условно полезные и призваны оберегать детей от каких-то реальных опасностей. А некоторые, наоборот, абсурдные. Например, мне в детстве говорили, что если наступить на иголку, то она пройдет по сосудам и проколет сердце. Это странно, но я только несколько лет назад поняла, что это неправда, – смеется Дарья.
Между коммерцией и интервенцией
Художница с осторожностью относится к сотрудничеству с галереями, опасаясь постоянного коммерческого воспроизводства их ожиданий.
– На ярмарке Blazar меня и еще троих художников представляла благотворительная организация voblago.club. Часть от продаж искусства она направляет на обучение врачей в Высшей школе онкологии, и для меня было важно, что это скорее благотворительный проект, а не классическая галерея, – говорит Дарья. – У меня в сентябре была небольшая арт-интервенция в Калуге. Я наклеила мини-серию коллажей на руины дома Яковлева. И, поскольку это пересекалось по времени с ярмаркой, в голове появилась мысль, что вот там я продаю картины довольно обеспеченным людям, а здесь делаю свои работы доступными каждому прохожему.
Большинство работ Дарьи очень личные, но при этом любимым она считает свое самое отстраненное произведение – книгу художника «Собака Павлова». Книга художника – это особый жанр, цельное произведение, где автор сам работает над содержанием, иллюстрациями и всеми остальными элементами книги.
– В центре внимания – обобщенные фигуры И.П. Павлова и его подопытной. Проект поднимает вопросы этики и не дает на них ответа. Книга – гармошка с суперобложкой, из которой тело книги выдвигается вверх, имитируя рост волос (они здесь как единственное отличие животного от человека). На лицевой стороне гармошки представлена графическая история, а на обратной – стихотворение А. Анашевича, монолог подопытной собаки. Таким образом, просмотр книги закольцован, – представляет свою работу автор.
На создание макета ушел месяц, а весь тираж – 26 экземпляров – создавался вручную в течение двух лет. По словам Дарьи, это был очень интересный опыт: за долгое время она не раз начинала терять интерес к проекту, но он всякий раз неожиданно вновь актуализировался благодаря самым неожиданным моментам, будь то работа французского философа Рене Жирара о священной жертве или кадры из документалки советского режиссера Всеволода Пудовкина про опыты в Институте физиологии И.П. Павлова.
Книга уже выставлялась в Калуге, а недавно вместе с серией коллажей «Запомни» побывала на фестивале современного искусства «48 часов Новосибирск». Там она получила положительный отзыв от арт-критика и координатора проекта «В единственном экземпляре» музея современного искусства «Гараж» Валерия Леденева.