29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Неспокойное «кладбище империй»

01.10.2021
Эту южноазиатскую страну неспроста называют «кладбищем империй». Все державы – Великобритания, СССР, США – потерпели здесь поражение.

Бросили или подбросили?

Прошло более месяца, как войска США и их союзников покинули Афганистан, в котором «внедряли демократию» на протяжении почти 20 лет. Большинство аналитиков, как западных, так и наших, скороспело окрестили уход американцев из Афганистана «паническим бегством», «позорным отступлением» и другими столь же уничижительными эпитетами. Вспоминали стремительное бегство войск США из Вьетнама в 1974 году, называли неподготовленный выход из Афганистана просчетом политики администрации президента Байдена. Так ли это?

На самом деле США оставили Талибану* новейшее вооружение и технику по разным оценкам на сумму от 12 до 20 млрд долларов. Но что это: результаты «стремительного бегства» или это сделано намеренно?

В «подвздошье» бывшей советской Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и др.) появилось государство, большинство мужчин которого являются прекрасными воинами, а ныне еще и прекрасно вооруженными воинами. Воинами Талибана!

Появление военизированного, ортодоксального исламистского государства не может не напрягать еще и такие страны, как Китай, Индия, Иран. Дестабилизация политических пространств вокруг России и других конкурентов – ведущий метод политики США во второй половине ХХ – начале ХХI веков.

Госдеп США и страны Запада выразили надежду, что беженцев из Афганистана будут без виз и формальностей массово принимать постсоветские республики Средней Азии. На что господам западным партнерам было сказано решительное «нет». Узбекистан и Таджикистан закрыли границы; в Таджикистане практически сразу были проведены масштабные учения «201-й базы» Минобороны РФ; президент России провел консультации со всем странами – членами ОДКБ.

Первыми афганскими талибами считаются беженцы, покинувшие страну из-за противостояния местного населения правительственным войскам и ограниченному контингенту войск СССР в ДРА в 1979 – 1989 годах и получившие образование в исламских семинариях (в переводе с пушту «талибы» означает «студенты медресе, ученики»). В 1994 году при поддержке Пакистана и США талибы стали значительной силой в Афганистане, а в 1996 году захватили власть.

Пакистанская карта


Ранее Владимир Путин приветствовал заявление лидеров талибов о намерении создать в Афганистане инклюзивное правительство, в которое могли бы быть вовлечены все влиятельные политические силы страны. Но этот проект был позже талибами заблокирован.

По некоторым данным, 10 сентября в Кабуле побывал глава Межведомственной разведки Пакистана генерал Хамид, и именно он настоял на том, чтобы в афганское правительство не вошли представители других политических, религиозных и этнических групп. Теперь оно состоит почти целиком из пуштунов (лишь один таджик) и только из талибов. Очевидно, что такой расклад отодвинет процесс нормализации политической жизни в регионе на неопределенное время.

Здесь следует заострить внимание на той роли, которую Пакистан традиционно играл в Афганистане. В годы советского военного присутствия именно через Пакистан текли миллионы долларов американской «помощи» и новейшее оружие. Вообще реальные боевые действия между «моджахедами» и воинами ограниченного контингента Советской армии начались лишь тогда, когда полевые командиры стали эту помощь получать. После ухода СССР из Афганистана США в конце концов привели к власти Талибан, поддерживаемый опять же Пакистаном. Похоже, заокеанские политики вновь решили разыграть пакистанскую карту.

Сейчас Пакистан – одна из растущих восточных экономик, его население – более 220 миллионов человек. В 2015 году между Исламабадом и Москвой был заключен «газовый контракт» на прокладку газопровода «Пакистанский поток» от порта Карачи на юге до Лахора на севере. Проектируемая мощность – более 12 млрд кубометров в год. В мае нынешнего года был подписан документ, который позволил бы в ближайшее время начать практическую реализацию проекта. Понятно, что обострение отношений с Пакистаном в наши экономические планы не входит. А вот в планы США, скорее всего, входит. Надеемся, что Исламабад не позволит втянуть себя в авантюру и вновь стать послушной марионеткой США в ущерб собственным интересам.

Хочешь мира – готовься к войне

Что же касается России и постсоветского пространства в Азии, на заседании лидеров стран-членов ОДКБ в Кремле Владимир Путин сказал: «Все мы заинтересованы в процветающем, благополучном и нейтральном Афганистане». Вместе с тем президент России подчеркнул, что любым попыткам экстремизма будет дан отпор и применены «адекватные превентивные меры».

16 сентября на заключительном саммите глав государств - членов ОДКБ все президенты стран Средней Азии решительно отвергли предложение США о размещении военных баз на их территориях «для борьбы с талибами». Было принято единогласное решение усилить группировку ОДКБ новейшим оружием и увеличить силы оперативного реагирования.

Есть опасения, что талибы могут прорваться на территорию стран - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Об этих рисках заявил командующий войсками Центрального военного округа Александр Лапин на открытии военных учений ШОС под Оренбургом. «Завершение военной операции США в Афганистане привело к резкому скачку террористической угрозы на нашем общем евразийском пространстве», – сказал командующий. По мнению Лапина, особенно велика опасность прорыва боевиков на территорию стран Средней Азии.

Совместные антитеррористические учения государств - членов ШОС проводятся с 2001 года. Сейчас в состав организации входят восемь стран: Россия, Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан. В конце сентября туда также вошел Иран. В учениях ШОС «Мирная миссия-2021» принимают участие более 5,5 тысячи военнослужащих из девяти государств. В частности, в маневрах впервые поучаствует контингент из Белоруссии.

Так что все заинтересованные страны внимательно следят за развитием событий в Афганистане. Цель – недопущение терроризма и «переползания» его идеологии в соседние государства.