7 мая, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

С индивидуальным подходом

22.09.2021
Этот молодой праздник в 2004 году появился в общественной жизни по инициативе педагогических изданий, а затем получил официальный статус. Его отмечают все работники дошкольного образования, от душевных качеств и специальных знаний которых зависит начальный этап формирования личности человека. Такую миссию профессионально тонко и виртуозно выполняют в Думиничском детском саду «Ягодка». С 2020 года он наряду со своим традиционным предназначением является муниципальной инновационной площадкой по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

По принципу «не навреди»



Заведующая Светлана Субботина рассказала нам о нюансах инклюзивного образования. Этот термин получил прописку с 2012 года, когда был принят новый закон об образовании в РФ. В нем сказано, что дети с ОВЗ или, как предпочитают говорить в «Ягодке», с «особыми образовательными потребностями», теперь учатся вместе с остальными ребятами. А поскольку детские сады являются начальным звеном обучения, это актуально и для них.

Первый такой ребенок в этом дошкольном учреждении появился пять лет назад. Потом были еще, кто-то уже пошел в школу. Сейчас особенных детей трое. С самого начала им создаются равные с другими воспитанниками стартовые возможности. Но чтобы программа обучения и развития осваивалась без отставания, нужны особые условия. Коллектив «Ягодки» старается их создать. К любому ребенку здесь индивидуальный подход, а больному малышу — повышенное внимание. Диагнозы приходится детально изучать, разумеется, не с медицинской, а с педагогической точки зрения. Но принцип тот же, что и у врачей: «не навреди!».

Личный маршрут

В саду сейчас 195 детей, восемь групп, в каждой — своя развивающая программа. Для особенного малыша программа адаптирована именно под него, с учетом его проблем, как бы «личный маршрут».

Светлана Субботина привела простой пример. Допустим, утром группа занималась лепкой или рисованием. Ребята, у которых нет проблем со здоровьем, обычно быстрее делают задуманную фигурку из пластилина или изображают на бумаге предложенный сюжет, какие-то собственные воспоминания или впечатления. И родители уже вечером видят творчество своих чад, хвалят их за успехи.

И если ребенок с ограниченными возможностями здоровья что-то не смог, не успел, воспитатель должен найти возможность помочь, позаниматься с ним дополнительно, чтобы наверстать упущенное. Не всегда сразу, иногда это происходит уже после обеда и сна, в свободное время. А в результате ребенок скажет: «Я сделал». И тоже похвалится своей работой родителям. Как все.

Другой пример говорит уже о практических результатах подобного подхода. Девочка с серьезным нарушением ходила в «Ягодку» год перед школой. Однажды ее мама сказала воспитателю: «Наш ребенок стал даже пазлы собирать. У нас это долго не получалось, а вы научили!»

Вот так там помогают особенным детям развиваться вместе со всеми. В коллективе эти ребята невольно подражают другим, тянутся за ними, стремятся преодолеть свои проблемы. Постепенно идет их социализация.

Есть чем поделиться, что показать


В этих вопросах коллектив детского сада имеет уже определенный опыт. Неудивительно, что именно «Ягодка» стала в районе инновационной площадкой. Воспитатели проходят аттестацию по работе с детьми с ОВЗ, обмениваются своими наработками. Причем ездят на семинары и по области, например, побывали в Кондрове, в селе Льва Толстого.

У воспитателей и специалистов налажено профессиональное общение с Людиновским, Ульяновским и Сухиничским районами. Более плотному сотрудничеству мешает только пандемия.

В 2015 году «Ягодка» приняла участие в программе «Доступная среда». Именно благодаря этому в детском саду появился новый удобный пандус и еще много чего, в частности, так называемая сенсорная комната. Светлана Субботина нам ее показала – впечатляет! Комнат даже две, и в них установлены разнообразные устройства для стимуляции систем восприятия, способные расслабить, успокоить, пробудить интерес к познанию окружающего мира… Там каждый найдет себе занятие по душе.

Спасибо за труд, успехов всем!


Светлана Субботина с теплотой и гордостью рассказала о своем коллективе, не забыла и о ветеранах, которые много лет жизни отдали воспитанию детей. Это Раиса Николаевна Шалаева, Ольга Ивановна Глухова, Любовь Ивановна Капченова, Тамара Александровна Кулыгина, Нина Евгеньевна Осипова, Людмила Александровна Пителина и Нина Николаевна Гореленко.

Наша собеседница попросила передать поздравления с профессиональным праздником всем коллегам – дошкольным работникам района и области с пожеланиями здоровья, творческих успехов, профессиональных удач и семейного счастья!

Фото автора.