30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Размышление с опорой на литературу

20.09.2021
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены Министерством просвещения России. Как и в прошлые годы, одиннадцатиклассникам предлагается пять тематических направлений.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Эта тематика нацеливает на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Школьник может написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков.

Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Тема сочинения позволит рассуждать о том, как человек в жизни обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?


Здесь 11-классникам нужно заострить внимание на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Тема сочинения будет способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, даст импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии.

Тема позволит задуматься о диалектике плюсов и минусов цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Преступление и наказание - вечная тема


Одиннадцатиклассникам предлагается осмыслить понятия «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Тема сочинения позволит анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие, муки совести. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого будет отмечаться в конце 2021 года.

Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня


Тематика позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является очень важным для школьника. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, ученик даст собственную интерпретацию значимого для него произведения.

Мотивировка выбора может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт, школьник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

«Кому на Руси жить хорошо?» - вопрос гражданина


Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова (200-летие со дня рождения отмечается в конце 2021 года). Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Тема сочинения позволит соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально значимой деятельности выпускника. При раскрытии этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной литературы и публицистики, обозначая свою гражданскую и нравственную позицию.

Успешное написание итогового сочинения для 11-классников - допуск к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет/незачет». Ученики с ограниченными возможностями здоровья вместо сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

В этом учебном году итоговое сочинение планируется в основной срок 1 декабря (дополнительные дни - 2 февраля и 4 мая 2022 года).