5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Тревоги службы примирения

24.05.2019
    После последних трагических событий, произошедших в учреждениях образования, в обществе громко заговорили об усилении безопасности детей и подростков. Действительно, проблема очень серьезная. Но необходимо понять, что только увеличением числа металлодетекторов, суровых охранников, рейдов сотрудников силовых структур в школы ее решить не получится. Необходимо прежде всего обратить внимание на внутреннюю, психологическую безопасность ребенка в школьном коллективе. В каждой школе должен быть педагог-психолог, а в крупных городских – несколько специалистов.


   Вопрос решается, но медленно

    Отрадно, что на эту проблему обратили внимание на государственном уровне. В частности, министр просвещения Ольга Васильева пообещала, что в скором времени ситуация должна измениться в лучшую сторону. Ведь сегодня в среднем по стране на одного педагога-психолога приходится почти 800 учеников. Если брать наш регион, то школы области укомплектованы специалистами-психологами всего на 53 процента. Проблема решается, но не так быстро, как хотелось бы. Например, в некоторых районах сохранились центры психолого-медико-педагогической и социальной помощи. Там работают специалисты, которые оказывают помощь, непосредственно выезжая в школы. К сожалению, эта работа хоть и системная, но не ежедневная.

    Ежегодно за оказанием экстренной психолого-педагогической помощи детям и подросткам по различным причинам в центр психологического сопровождения КГИРО обращаются около 120 человек. 

    За период с января по март текущего года в центр обратились 12 подростков с признаками суицидального риска, двое несовершеннолетних с аддиктивным поведением (табакокурение, употребление курительных смесей, наркотиков, игровая зависимость), 11 подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (потеря близких, конфликты со сверстниками, неблагополучные семьи). 

    45 родителям (законным представителям) оказана помощь в решении проблем, связанных с нарушениями психофизического развития ребенка, снижением успеваемости, агрессивным поведением, взаимоотношениями со сверстниками, суицидальными мыслями. 

   Затяжные конфликты

    Об этом рассказала начальник центра психологического сопровождения образовательной деятельности Калужского государственного института развития образования (КГИРО) Елена Калитько. По ее словам, специалисты института два раза в неделю выезжают в районы. Проводятся консультации с родителями и детьми. Своего рода – выездная служба примирения. Конфликты бывают достаточно серьезные и затяжные, могут периодически возобновляться, инициаторами их нередко становятся сами учителя и даже родители.

   Учитель уязвим и бесправен

    Как это ни печально, в школах наметилась такая тенденция – формируется негативное отношение к одаренным детям, к ребятам, которые хорошо учатся. И они-то чаще всего и попадают в группу риска. Кроме этого, происходит постоянно «качание прав» со стороны родителей. Они могут вмешиваться в процесс обучения, учат педагогов, завучей и директоров школ, как им нужно себя вести по отношению к их ребенку. Делают это зачастую в некорректной форме, при детях. Это унижает учителей, они сегодня практически беззащитны. Учитель законодательно поставлен в очень жесткие рамки. Дети могут угрожать учителю, снимать на телефон, как он ведет урок, что говорит. К сожалению, есть такие случаи, когда родители приходят в школу и записывают разговор с учителями на телефон или диктофон. Потом из этого делается нарезка и преподносится так, как нужно родителю, чтобы скомпрометировать учителя. Выкладывают все это в социальные сети, комментируют.

   Готовить психологов целенаправленно

    Чтобы избегать в школах таких напряженных случаев, помогать учителю решать и, что гораздо важнее, предотвращать конфликты, и нужен человек со специальным образованием. Не просто учитель-предметник, совместитель, который переучился, прошел какие-то краткосрочные курсы по психологии. Нужен специалист с профессиональной подготовкой. Думается, что пора уже рассмотреть вопрос о том, чтобы готовить психологов специально для работы в школах на базе КГУ. Жизнь этого требует.

    Елена Калитько, начальник центра психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО:

    – Обращения со стороны родителей достаточно традиционны. Прежде всего их волнуют проблемы поведения и учебы детей. Позже вскрываются и другие – компьютерная зависимость, конфликты в школе и многие другие. Важно, чтобы родители были настроены на долговременную работу с психологом (от одного до трех месяцев). К сожалению, многие родители считают, что если жалобы из школы прекратились, значит, все с ребенком хорошо. Но это не всегда так. В реальности родителей, которые видят проблемы своего ребенка и хотят действительно их решить, очень мало, это редкие, единичные случаи. В основном обращаются уже после какой-то экстренной ситуации, когда ситуация усугубляется.

Фото с сайтов 53.rodina.news и focusforwardsc.com.