14 мая, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Под светом луганских звёзд

20.08.2021
У каждого человека, конечно же, есть малая родина, будь то город, село или крохотная деревушка, где он явился на свет, где прошло его детство, где он живёт сейчас. Малую родину невозможно забыть, если человек в сознательном возрасте поменял место жительства. И, я думаю, у каждого человека есть такое место, в которое зовет душа, куда хочется вернуться снова и снова. Именно таким городом для меня стал Луганск.

«Прощание славянки»

Судьба впервые привела меня в этот город-труженик, город-воин, в 2002 году, когда здесь родился мой сын Ярослав. У ребенка мама луганчанка, а отец калужанин. «Калуганский у нас получился мальчик», - шутил тогда я. Сын родился в Луганске, крестили его и первые шаги он сделал в Калуге.
Луганск сразу очаровал меня своей простотой, своей русскостью, несмотря на то что был тогда под жёлто-синим украинским флагом, под давлением украинского языка. Но в городе все люди говорили по-русски. Еще Луганск, безусловно, ворвался в мое сердце маршем «Прощание славянки». Его всегда включали на вокзале во время отправления московского поезда. Такого я больше не встречал нигде. И всегда при звуках марша по телу бежали мурашки. По известным причинам с 2014 года этот поезд не ходит, но «Прощание славянки» звучит в моей душе до сих пор.

Здравствуй, ЛНР!

Воспоминания нахлынули на меня в ростовском поезде. Я ехал в гости к сыну, он учится в Луганском университете. Восемь лет я не был на Луганщине. От станции «Каменская» на такси доехал с попутчиками до КПП «Донецк - Изварино». Еще в поезде нервничал - вдруг у меня не окажется какой-то «важной бумажки» и меня не пропустят, хотя сын мне выслал все нужные документы и я их отксерокопировал.
Вот и граница. Молодой прапорщик строго спрашивает о целях моего визита в Луганскую Народную Республику. Объясняю, что к сыну. Пограничник рассматривает паспорт, одну бумажку за другой, и вдруг подзывает старшего по званию, о чем-то спрашивает, уточняет. Сердце ёкает: всё, думаю, Миша, приплыл ты, сейчас домой поедешь. Но тревога, к счастью, оказывается напрасной. Таможня дает добро! Я выдыхаю: здравствуй, ЛНР!

По дороге жизни

Сразу после таможни «загружаюсь» в маршрутный автобус-колымагу. До Луганска около 60 км, цена проезда - 85 рублей. Водитель почему-то не сразу берет оплату, а останавливается через несколько минут и в салоне собирает со всех деньги в серую коробочку с отделениями для мелочи и купюр. Как будто в 90-е вернулся! Но быстро окунаюсь в реальность. Слева от дороги бросается в глаза огромный памятный знак - «Спасибо, Россия!». По «дороге жизни» Изварино - Луганск с августа 2014 года в самопровозглашенную республику шли российские гуманитарные конвои. Проезжаем Краснодон. Сразу вспоминается подвиг молодогвардейцев в годы Великой Отечественной войны. Несгибаемое мужество краснодонской молодежи в борьбе с немецкими оккупантами. Героические места!

Казак луганский

Ярослав встречает меня на автовокзале. Перемещаемся на окраину, в квартал Заречье. Сын временно обитает в девятиэтажке в квартире своей родной тёти, которая сейчас в России. Сын рассказывает: когда в 2014-м обстреливали город, один из украинских снарядов попал в квартиру на верхнем этаже в соседнем подъезде. Сейчас особых коммунальных проблем нет - есть электричество, газ, вода, которую, правда, ежедневно отключают примерно с 23.00 до 5 утра.

Все десять дней, которые я пробыл в Луганске, стояла 35-градусная жара. Но это, конечно же, не помешало нам побывать во многих знаковых местах города.

Как же быстро пролетает время! Помнится, по этим улицам я катал Ярика в детской коляске и водил его за руку. Теперь сын выступает экскурсоводом, по-командирски шествуя впереди. Идём к памятнику знаменитому русскому этнографу и лексикографу, автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиру Далю, казаку луганскому, 220 лет со дня рождения которого отмечается в ноябре нынешнего года. Об этом событии напоминают большие баннеры в столице ЛНР. Вообще в Луганске очень много памятников, здесь трепетно относятся к истории, какой бы она ни была. Вот взлетает на коне в жаркое лазурное небо Климент Ворошилов, вот выстроились бюсты других героев Гражданской войны и Великой Отечественной. Памятники Ленину, Дзержинскому - сохранены.



Фото: Михаил БОНДАРЕВ