14 декабря, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Свидетели Серебряного века

20.08.2021
30 произведений искусства – картины, статуэтки, предметы обихода конца XIX – начала XX века можно увидеть в сером зале выставочного центра Музея изобразительных искусств. Выставка эта – совместный проект музея и Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. Это крупнейшая организация, которая существует с 2004 года и объединяет более пятидесяти компетентнейших галерей, зарекомендовавших себя на российском художественном рынке.

Выставка уникальна: она так и называется – «Шедевры из частных коллекций. Искусство Серебряного века». В названии – все составляющие ее ценности. Помимо этого, посетителям представили предметы искусства, которые, может быть, не на слуху, но созданы именитыми мастерами. Здесь можно увидеть интересные, но не очень известные произведения Михаила Врубеля, Ильи Репина, Михаила Нестерова, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева, Константина Коровина и других прославленных художников и графиков.

– Здесь интересно смотреть все не переставая. Это работы из 13 художественных собраний и частных собраний. Они специально отбирались для калужской публики. Еще привезли предметы женского туалета Серебряного века – шляпки, перчатки, веера, украшения. Все это могли носить барышни, изображенные на этих полотнах. Плюс коллекция декоративно-прикладного искусства, – рассказал вице-президент по выставочной деятельности Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Александр Киселев.

Открывают экспозицию две работы наших земляков, уроженцев Калужской губернии царской России. Первая – «За грибами» Петра Суходольского (русский художник, живописец, рисовальщик, родился в Мосальском уезде (ныне – территория Куйбышевского района Калужской области), в деревне Петроселье, где все еще сохранилось кое-что от дворянской усадьбы Суходольских). Если присмотреться, на картине прямо под подписью стоит: «Калуга». И вторая – «Собаки заели» Ивана Трутнева (бывший крепостной, академик, действительный статский советник, художник). Родился в городе Лихвине Калужской губернии (ныне Чекалин Тульской области).

В экспозиции представлен этюд Виктора Борисова-Мусатова, тоже отчасти нашего земляка, к картине «Мотив без слов». Теплом каким-то веет от этюда к декорации оперы Мусоргского «Хованщина» Константина Коровина. Нарочито небрежный, он вызывает отклик в душе каждого, кто его видит. Я, например, очень люблю рассматривать именно этюды и наброски, в них будто чувствуешь движение мысли художника. В этой связи интересна и работа Алексея Щусева «Эскиз ворот для русского павильона на Международной выставке в Венеции в 1913 году». Линии и узоры, нанесенные акварельными и бронзовыми красками, завораживают. И, конечно, впечатляет размах, с которым планировалось убранство нашей площадки на выставке в Венеции.

Карандашно-акварельный рисунок Михаила Врубеля «Самуил против Саула» наводит на размышления о бренности бытия. Рука художника, манера его письма узнаваемы с первого взгляда.

Кстати, открыла для себя скульптора Коровина. Оказывается после революции Константин Коровин создал несколько интересных статуэток. «Гармонист» 1923 года представляет этакого залихватского парня из простого народа, о чем говорит и довольно яркое исполнение фарфоровой фигурки.

Есть на выставке и полотно «Танец» Ильи Репина, причем неожиданное. И совсем не кустодиевская женщина «Испанская танцовщица» на картине Бориса Кустодиева. И, несомненно, неподдельный интерес посетителей вызовут предметы женского туалета Серебряного века – веера, перчатки и приспособления для их надевания, броши, заколки, зеркальца, карандашик и карточки для записи танцев на балах – милые вещицы, которые были повседневными спутниками прелестниц ушедших веков.

С благодарностью оценила акцию сообщества антикваров и коллекционеров и Музея изобразительных искусств, организовавших выставку, заместитель министра культуры региона Анастасия Абрамова, сказавшая много теплых слов от имени калужан.

И до 19 сентября у всех еще есть возможность прикоснуться к преданиям старины, к шедеврам искусства такого прекрасного и ранимого времени, которое мы называем Серебряным веком.

Скульптура Виктора Борисова-Мусатова «Дама в костюме XVIII века, дающая яблоко обезьяне» – шедевр, редчайшая вещь, по признанию антикваров. В 1910 году была создана по эскизу Борисова–Мусатова. Последние годы жизни художник провел в Тарусе, написав там массу замечательных полотен и этюдов. В этом городке над Окой он и похоронен.


Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН