19 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

«Домашка» для первоклашки

23.08.2021
«А вы знаете, что нам на родительском собрании в июне сказали? Оказывается, в первом классе детям теперь можно домашние задания задавать и оценки ставить»… Начало учебного года частенько преподносит родителям сюрпризы и неожиданные открытия. О некоторых изменениях в нормативных актах, касающихся школы, говорил на недавней прямой линии министр образования и науки области Александр АНИКЕЕВ.

Отметка отметке рознь

Изменения санитарных правил и норм всегда вызывают некоторый переполох хотя бы потому, что в нововведениях надо разобраться. С началом пандемии изменения стали носить более «санитарно-гигиенический» характер. А вот некоторые прописанные ранее параметры из СанПиНов исчезли.

Например, если раньше количество учеников в классе не превышало 25, теперь их количество не ограничено. Правда, при одном условии: на одного человека в классе должно приходиться не менее 2,5 квадратного метра.

Еще два исчезнувших параметра: запрет на выставление оценок первоклассникам и жестко обозначенный объем домашних заданий. Ну, а что не запрещено…

– Новые санитарные правила и нормы, которые вступили в силу, носят более общий характер, чем те, которые у нас были ранее, – согласился Александр Аникеев, комментируя данные изменения. – Но что касается начальной школы и конкретно первого класса, то, несмотря на отсутствие жестких ограничений, мы будем придерживаться уже устоявшихся традиций: в первых классах не должно быть домашних заданий. Кроме того, оценки в том виде, в котором они существуют – я имею в виду пятибалльную систему, – не должны применяться. Существуют различные варианты стимулирования детей, они могут применяться, но не столь жестко.

Кроме того, изменения в документе предусматривают один облегченный учебный день, который должен быть у учеников в среду или четверг.

Делайте выбор, господа

– Не пора ли обновить всю систему образования? Нет ли ощущения того, что ученики просто заучивают что-либо, чтобы ответить на уроке, и это исчезнет из памяти, как только ученик покинет школу? Не проще ли класса с шестого обучать по каким-то направлениям, интересным самим школьникам: историк, айтишник? – поинтересовался у министра калужанин под ником «Костик Мориарти».

– Это, действительно, корневой вопрос, как выстраивать обучение в школе: идти ли на поводу у учеников и обучать их тому, что они хотят, или же давать им базовые знания по ведущим отраслям наук, понимая при этом, что гуманитарию, возможно, не пригодится математика, – заметил Александр Аникеев. – Но ведь математические знания – это важнейший фактор развития логического мышления, развития мышления вообще. Это я говорю как гуманитарий. Я думаю, уместна некая золотая середина: стандарт должен давать школьникам основы базовых наук, при этом не сбрасывая со счетов их личностные особенности.

Александр Аникеев отметил, что такая возможность у учеников есть благодаря вариативному плану, согласно которому 30% учебного времени может отдаваться на обучение тому, что выбирают сами школьники. А выбирают они сегодня в основном интернет-технологии.

– Сейчас мы вынуждены закрыть направление подготовки по столярному делу в профессиональных образовательных организациях, потому что выпускники, к сожалению, не идут на эту важную, интересную и нужную специальность, – посетовал министр. – Да, дети проявляют огромный интерес к технологиям, цифровизации и стремятся в сферу IT.

Еще одна специальность, которую хотят видеть в школах ученики и их родители – финансовая грамотность. Вопрос об отсутствии данного предмета в образовательной программе также прозвучал в ходе прямой линии.

– В школах есть специальные учебные предметы, в том числе финансовая грамотность, которую изучают факультативно, – сообщил Александр Аникеев. – Кроме того, есть специальная программа по преподаванию финансовой грамотности, которую мы реализуем совместно с Банком России. Для нее специально выпущены учебники, методические пособия и даже учебные фильмы, которые очень наглядно разъясняют различные финансовые вопросы.

Однако планы министерства простираются дальше: преподавать финансовую грамотность в школьном курсе обществознания в качестве отдельного модуля.

Одним из самых популярных экзаменов по выбору становится информатика: в этом году его выбрали почти 700 учеников. Для сравнения – в 2017 году его сдавали всего 405 человек.

IT-специальности – самые популярные в калужских колледжах. В одном из них средний балл для поступления на эту специальность составил 4,8 балла.

«Цифра» уроков не отменит

Цифровая образовательная среда стала темой для обсуждения с подачи родительского движения Калужской области.

– ЦОС – это федеральный проект, в котором примут участие все регионы, и Калужская область не исключение, – отметил Александр Аникеев. – Я не вижу экспериментального содержания в этом проекте. В том, что в школе станет больше компьютеров, что там появится широкополосный интернет, что мы будем работать с цифровыми платформами, которые позволят нам качественно организовать образовательный процесс, нет ничего экспериментального.

Министр подчеркнул, что проект внедрения цифровых технологий никак не противоречит традиционной классно-урочной системе, а лишь дополняет ее. Что касается норм использования цифрового оборудования и времени, которое его использование будет занимать на уроке, – это регулируется СанПиНами.

Александр Сергеевич напомнил, что именно он был инициатором встречи с представителями родительского движения, которая состоялась в Малоярославце в начале года.

– Я пытался объяснить позицию министерства и разъяснить федеральные документы о переходе к проекту реализации цифровой образовательной среды в школе, – напомнил министр.

ЦОС — это Всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения.
Фото из открытых источников.