19 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

В Калуге обсудили цифровую трансформацию туризма и сферы услуг

14.08.2021
12 августа впервые в рамках форума состоялся круглый стол, посвященный цифровой трансформации туристической отрасли и сферы услуг, организованный Агентством по развитию туризма Калужской области при поддержке министерства экономического развития.

Цифровая трансформация - один из главных трендов развития всех отраслей экономики. В национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», который будет принят в 2021 году, также уделяется большое внимание цифровизации туризма и распространению туристских онлайн-сервисов. Ключевым фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность того или иного региона с точки зрения развития индустрии туризма, станут большие данные, на основе которых будет проводиться мастер планирование территорий. Актуальными становятся вопросы работы с данными, автоматизации отрасли, появления новых сервисов, не только с точки зрения развития спроса на эти решения у туристов, но и у потенциальных инвесторов, а также государственного сектора, который развивает на территории туристические кластеры и инфраструктуру.

Замглавы Ростуризма по цифровой трансформации Евгения Чухнова рассказала о мероприятиях ведомства по цифровизации в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»:

«Мы понимаем, что цифровая трансформация неизбежна во всех плоскостях экономики, в том числе в сфере туризма. Сейчас у нас три основных направления работы. Первое - система электронных путевок, которая поможет решению задачи статистики и мониторинга в туристической отрасли. Второе - создание национальной системы бронирования, которая в том числе решит проблему серого сектора жилья, регулирования цен, зависимости от иностранного ПО. И, третье ключевое направление, имеющее большой потенциал для въездного туризма – единая цифровая платформа. Эти цифровые сервисы и их совместное развитие будут способствовать эффективному достижению наших целей»


Об использовании Big data в мастер-планировании территорий и создании инвестиционного портала Туризм.рф. рассказал Александр Чернов, директор цифровых проектов АО «Корпорация Туризм РФ»:

«Туризм в России имеет огромный потенциал, но при этом по показателям инфраструктуры мы далеко не на первом месте. Миссия нашей корпорации – комплексное развитие территорий, эффективная реализация инфраструктурных проектов и последующее управление этими проектами. Мы используем комплексный подход при планировании, сейчас у нас определено 16 регионов, где в первоочередном порядке мы будем разрабатывать мастер-планы туристических территорий. В каждом случае мы будем учитывать индивидуальные особенности регионов и направление туризма, который там будет развиваться. Без создания открытой цифровой платформы, на которой будут взаимодействовать органы власти, институты развития, инвесторы, строители, эксплуатационные организации – это невозможно».


Передовой опыт регионов в сфере создания новых форматов коммуникаций и цифровых проектов накоплен у лидеров в сфере туризма Москвы. Отдельные кейсы по применению digital подходов в туризме, реализованные в Мурманске, были представлены председателем комитета по туризму Мурманской области Александром Елисеевым. Заместитель Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Мария Литовко поделилась опытом создания портала по туризму и уникального туристического маршрута «Большая Севастопольская тропа».

Татьяна Каледина, генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области, рассказала об опыте Калужской области в цифровизации индустрии гостеприимства и привлечении инвестиций в туристическую сферу.

«Калужская область традиционно является лидером и первопроходцем в самых разных сферах экономики и туризм не является исключением. Область стремится занять место среди топовых туристических направлений в России. Многое уже сделано: развитая сеть гостиниц, лидирующая позиция региона в сельском туризме, обеспеченность дорог знаками туристской навигации, система туристско-информационных центров, высокая транспортная доступность. Но мы понимаем, что качественное продвижение туристического и инвестиционного потенциала региона невозможно без digital технологий. Мы готовы делиться своим опытом и учитывать опыт коллег из других регионов, совместно с госкорпорациями осуществлять комплексный подход в развитии региона».


На круглом столе поднималась тема вовлечения местных жителей и туристов в продвижение территорий с помощью ИТ. Докладчиком выступил Андрей Сулейков, эксперт в маркетинге брендов и территорий, эксперт АСИ (Агентство стратегических инициатив)

«Есть ряд продуктов, которые мы предлагаем для туристического рынка. Первый продукт – Big Data. С помощью технологий мы собираем отраслевую статистику, открытые данные о поведении пользователей в цифровой среде и делаем аналитику, тем самым помогая региону выстраивать стратегию развития туризма. Второй продукт – это контент. Здесь важно создавать легенды и мифы, связанные с территорией, в которых объекты настоящие, а истории и персонажи могут быть художественным вымыслом. Третье – IT-решения: сайты, порталы, агрегаторы, мобильные приложения, городская навигация, тач-панели - чтобы туристу было легко ориентироваться. Когда контент и площадка для региона созданы, необходимо вовлечение местных жителей и туристов в продвижение площадок – так обеспечивается максимальное количество вовлеченной аудитории»


На круглом столе обсуждались экосистемные проекты в туризме которые разрабатывают передовые российские компании, такие как Яндекс и РусАтом. Представитель крупнейшей IT корпорации в travel индустрии Amadeus Леонид Мармер поделился мировыми практиками цифровизации в сфере туризма и актуальным кейсом по безопасности путешествий в современных реалиях.
Модератором круглого стола выступила Анисия Евдокимова, директор по развитию стартап-проекта Biletarium/ амбассадор ОСИГ (Общенациональный Союз Индустрии Гостеприимства)