Кое-что о культурном слое
19.08.2021
В сердце древнего Боровска – на Торговой площади (нынешней площади Ленина) кипят работы по благоустройству. Ведутся они в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Эту замечательную возможность Боровску дала победа во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Работают здесь и археологи.Помимо прочего проектом предусмотрена установка на площади фонтана. Объект серьезный, земляных работ не избежать. А так как вестись они будут на территории объектов культурного и археологического наследия, законодательство предписывает вначале провести здесь научные изыскания.
Археологические раскопки начались еще весной. О первых результатах и дальнейших планах рассказал нам их руководитель – научный сотрудник Института археологии РАН, кандидат исторических наук Олег ПРОШКИН.
Забытое кладбище
Первое, что бросилось в глаза в раскопе, – кирпичная кладка, из-под которой торчат человеческие кости.– Это фундамент постройки первой половины XIX века, по нашим предположениям – церковной лавки. Возведена она была на месте некрополя XVII – XVIII веков. Здесь в это время было кладбище при Преображенском храме. Оно перестало действовать с 1771 года: во время эпидемии чумы сенатским указом все кладбища в черте городов были закрыты.
Археологи намерены продолжить расчистку фундамента – городские власти рассматривают идею его музеефикации. То есть вскрытые остатки строения могут стать музейно-туристическим объектом. Фонтан же решено отодвинуть от старинной постройки на несколько метров. Новое его месторасположение тоже будет изучено раскопками.
На данный момент археологи исследовали более ста погребений. Находки из них – нательные крестики, пуговицы, фрагменты кожаных изделий (обувь, сумочка).
Культурный слой насыщен фрагментами глиняной (не ранее XVI века) и стеклянной посуды. Попадаются изделия из железа – части замков, ключи, ножи, гвозди, шилья, иголки, подковы конские и обувные. Ну и, конечно, монеты XVII-XIX веков.
Ещё копать и копать!
– Археологически Боровск изучен очень слабо, – сетует Олег Прошкин. – Что касается исследований городского культурного слоя, это всего лишь второй раскоп. Первый был в 1989 году на месте строительства здания Сбербанка на улице Ленина. Были еще шурфы, наблюдения за разрытиями. Границы исторического культурного слоя были очерчены в 80-х годах прошлого века. Сегодня они нуждаются в значительных корректировках, расширении. А сам слой – в исследовании. Поэтому каждые такие раскопки, какие ведет сейчас Институт археологии, имеют очень большую научную ценность для изучения истории не только Боровска, но и всей центральной России.
Наша беседа состоялась в преддверии Дня археолога, который отмечается в России и некоторых республиках бывшего СССР 15 августа. Поздравляем Олега Леонидовича и его коллег с профессиональным праздником и желаем им новых открытий!
Личный взгляд
На этом можно было бы и закончить, если бы не одно но. На защиту исторического наследия от «вандалов-благоустроителей» встала общественность во главе с активистами регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Написаны заявления во все инстанции – главам администраций города и района, губернатору, в полицию, СКР, Минкульт и даже президенту(!). Требование – немедленно остановить уничтожение объекта культурного наследия «Ансамбль торговой площади» и объекта археологического наследия «Исторический культурный слой г.Боровска». То есть прекратить благоустройство площади. Пишут и про незаконность работ, в том числе археологических, и про кощунственное обращение с захоронениями. И вывод – жители города, де, «не хотят фонтан на костях». Тему, как водится, подхватили СМИ…Отдельный вопрос задал Олегу Прошкину: на основании чего ведутся раскопки?
– На основании действующего раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, акта экспертизы, открытых листов, договоров, – перечислил он.
Открытый лист – разрешение на раскопки, выданное Минкультом, – видел своими глазами. Это что касается законности.
А теперь что касается сохранения наследия.
Вне всякого сомнения, когда работы ведутся на таких объектах, как историческая часть Боровска, нужна предельная скрупулезность, за подрядчиками – глаз да глаз. Увы, любое, даже очень аккуратное вмешательство, в том числе и археологическое, безвозвратно уничтожает культурный слой. Но и до абсурда доводить ситуацию тоже не стоит.
Города стоят на костях. Такова жизнь, се ля ви. Жизнь остановить нельзя – старое сменяется новым.
Вот, скажите, почему в начале XIX века строители заложили здание (имеющее, кстати, отношение к церкви) прямо на погребениях? Почему веком-двумя раньше, копая могилу для покойного, боровчане не церемонились с останками его предшественников – культурный слой некрополя испещрен разбросанными костями? И ведь люди были воцерковленные, богобоязненные. Может быть, потому, что понимали: се ля ви…
«Боровск – музей под открытым небом» – гласит надпись у подножия храма в центре города. Но можно ли допустить, чтобы он стал музеем в прямом смысле – безжизненным хранилищем древностей? Все ли из прошлого нужно сохранять и любой ли ценой?..
Как я понимаю, статус исторического поселения присвоен Боровску не для его мумификации, а чтобы вдохнуть в древний город новую жизнь. Чтобы глаз радовал, чтобы комфортно жилось здесь. Чтобы сюда приезжали миллионы туристов. Если наложить табу на благоустройство, на «фонтаны на костях», на снос развалюх сомнительной архитектурно-исторической ценности, боюсь, не быть Боровску городом высокой культуры, даже при наличии богатого культурного слоя.
Боровск впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Красного, отца Дмитрия Донского, в 1358 году. Но поселение на этом месте существовало и раньше – в XII-XIII веках. Об этом свидетельствуют археологические находки на селище Петрова Гора и на боровском городище. Последнее вряд ли было в те времена укреплено. Оборонительные сооружения появились здесь, скорее всего, в конце XIV века. Связано это с образованием Серпуховско-Боровского княжества и с именем героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Хороброго.
Фото автора и из архива Олега Прошкина.