2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Противопожарный… тупик

06.08.2021
В высотке на улице 65 лет Победы на Правобережье Калуги при пожаре погиб человек. Помочь могла бы  автолестница, но подъехать к дому не получилось  – двор был заставлен машинами.

Мы побывали там на прошлой неделе с сотрудниками МЧС и… практически попали в пробку. Микроавтобус «Баргузин» с трудом смог развернуться среди припаркованных машин. Открыв дверь, сами едва не угодили в багажник какого-то «Фольксвагена». 11.00. До часа пик еще далеко.


Квест

Так можно было назвать то, что мы попытались проделать вместе с сотрудниками 69-й пожарно-спасательной части, несущей охрану Правого берега. А именно – подъехать на пожарной машине и автолестнице к жилым домам.

Генерала Попова, 10, корпус 1. Общежитие давно получило статус многоквартирного дома, но проблем для огнеборцев меньше не стало. Если со стороны, где расположена наружная пожарная лестница, подъезд есть, то со стороны центрального входа начинаются проблемы. Протискиваясь между деревьями, клумбами-покрышками, машинами, автоцистерне все-таки удалось пробраться к строению. С автолестницей, несмотря на умение и большой опыт водителя  (Сергей Борисов 30 лет служит в пожарной охране), не вышло ничего. Из-за припаркованных машин она не смогла даже въехать в проезд между домами.

 – За эти годы с подъездом стало сложнее. В советское время одна машина на десять человек, сейчас в разы больше. Вечером все проезды заняты личным транспортом, – подтвердил Сергей Борисов.

 – Сильных пожаров здесь не было, но задымления из-за сгоревшей пищи происходили. Случись что, придется тянуть магистральную линию. А это время, которое необходимо для тушения пожара, – объяснил Артем Шейко, заместитель начальника ПСЧ № 69. – Мы здесь занятия проводим. На прошлых обнаружили, что на многих этажах наружная противопожарная лестница завалена и используется как кладовка. Было выписано предписание. Должны были нарушения устранить.

Сходили, посмотрели. На большей части этажей порядок. А внизу виднелась куча хлама. Подобная ситуация с наружными пожарными лестницами и в соседних домах – старая мебель, коробки, тряпки… Как пробираться через них, если случится пожар?


Гладко было на бумаге

 – Подъезд к домам – это проблема только Правобережья Калуги? – спрашиваю у Виктора Бармёнкова, начальника отделения службы подготовки 1-го отряда Федеральной противопожарной службы.

 – Нет, конечно. Таких мест немало. Взять улицу Гагарина, 11, – нет сквозного проезда, стоят брошенные автомобили. Чтобы подъехать к этому дому, надо проехать две арки, если на выезде из них стоит авто, наша техника уже не пройдет, – ответил он.

 – За то время, пока вы будете искать пути подъезда, тянуть рукавные линии, квартира выгореть может?

 – За пять-десять минут может выгореть комната, погибнуть, надышавшись угарным газом, человек. В прошлом году мы обращались в ГИБДД, чтобы урегулировать данный вопрос, но по нормам застройщик все делает правильно – проезды установленных размеров. Только они забиты транспортом. Вот видите, где стоят машины, это место, где должна встать наша автолестница. Чтобы установить свои аутригеры – выносные опоры, которые не дают ей перевернуться, ей требуется площадка шириной не менее 6,5 метра.

Возможно, это мое субъективное мнение, но придомовые территории у высотных «человейников», где мы побывали, кажутся не больше носового платочка. Даже если автомобиль есть у жильцов каждой второй квартиры, мало кто сможет припарковать его во дворе. Негде! С кем из автолюбителей ни поговоришь, все единодушны – в Калуге острая парковочная недостаточность. И во многих новостройках тоже. Одна из причин, по мнению ряда специалистов, в том, что по старым городским Правилам землепользования и застройки, которые действовали до 2020 года, можно было размещать машиноместа на территории квартала. Как их размещали – отдельная тема. Но в итоге мы имеем то, что имеем, – люди паркуют транспорт как придется или как попало.

Вопрос о парковках во дворах я задала специалисту и автомобилисту Кириллу Гусеву, редактору журнала «КалугаХаус».

 – Считаю, что тут больше виноваты люди, чем документы. Я никогда не перегорожу выезд, не поставлю машину на газон или рядом с мусорными баками. Не вижу ничего страшного в том, чтобы пройти 100-200-500 метров, если ближе парковку не найти. Я думаю, стоянки для спецтехники во дворах – правильная инициатива. Люди не хотят договариваться, а закону подчинятся. Все-таки речь идет о жизни и здоровье.


«Островок» надежды

Красно-белую разметку я первый раз увидела в калужском жилом комплексе «Малиновка». Шли учения по тушению пожаров в высотных домах. На «островки» встали автоцистерны, от гидрантов потянулись рукавные линии…

Как рассказал Роман Бобровников, заместитель начальника ГУ МЧС России по государственной противопожарной службе, здесь впервые в области применили столичный опыт – обустроили во дворах жилых домов места для парковки  спецтранспорта. Сейчас нормативный отдел Главного управления ведет работу по внедрению этого  опыта на территории региона. С инициативой пожарные планируют выйти в Законодательное Собрание области. За стоянку на «островке», скорее всего, предусмотрят санкции.

«Непроезжими» бывают дворы не только в Калуге, но и в других крупных населенных пунктах области. С автомобильными пробками, бетонными блоками, монументальными клумбами, перегораживающими проезды, огнеборцы сталкиваются в Кирове, Балабанове, Обнинске, Кондрове и т.д. В минувшем году было зарегистрировано четыре случая, когда автоподъемники не смогли проехать к месту спасательных работ. Благо случаев, когда не открывали шлагбаумы или ворота, которые ограничивают въезд во дворы, не было.

 – В марте этого года я выезжал на тушение пожара в Калуге, в доме на бульваре Моторостроителей, – поделился Роман Александрович. – Один проезд к нему очень длинный и извилистый. Второй – всего метров 300, но он был перегорожен бетонным блоком. Одна машина пошла длинным путем, вторую пожарным пришлось оставить и бежать к дому.

 – Есть люди, которые предлагают пожарным не церемониться и таранить мешающий проезду транспорт. Это возможно?

 – Есть статья 22 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности». Согласно ей личный состав пожарной охраны и иные участники тушения пожара, других ЧС, действующие в условиях крайней необходимости или обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. Если я окажусь на месте пожара и на балконе, спасаясь от огня, человек будет звать на помощь, а у него считанные минуты, чтобы не сорваться, дадим команду на таран машины, которая препятствует проезду.

Согласно опросу, проведённому сервисом Drom.ru в России: 
  • 47 % - «Проезд свободен»
  • 40 % - «Пожарные заедут во двор с трудом из-за машин»
  • 13 % - «Наш двор «непроезжий»


Фото Георгия ОРЛОВА. Фоторепортаж смотрите здесь.