6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Каждый голос бесценен

05.08.2021
Вся ее богатая трудовая биография связана с работой на благо людей. Плюс к этому она всегда отличалась активной общественной позицией. И не случайно ее приглашали для подготовки и проведения в Мещовском районе важных и ответственных мероприятий. Одними из них всегда являлись выборные кампании.

Где родилась, там и пригодилась

Родилась моя собеседница в деревне Батурино. Закончила Серпейскую среднюю школу, затем Калужское культпросветучилище. Работая в Слаутинском сельском клубе, возглавляла местную комсомольскую организацию, численность которой доходила до 50 человек. Затем была учеба на заочном отделении Калужского педагогического института им. К.Э. Циолковского, и в 1966 году ее утвердили вторым секретарем райкома комсомола.

Работая там, а потом в райкоме партии, я являлась наблюдателем или, скорее, контролером за организацией выборов, – рассказывает она. – Кроме того, отдел пропаганды и агитации занимался формированием и направлением в день голосования на каждый избирательный участок четырех агитбригад педагогического училища, двух из средней школы, Мещовского дома культуры, отделения связи, райпотребсоюза, СПТУ и сельских Домов культуры. В советские времена выборы превращались во всенародный праздник. В их проведении были задействованы многие службы, особенно культура, райпотребсоюз, Кудринское и Серпейское потребительские общества. Организовывались лыжные пробеги с плакатами «Все на выборы!», на избирательных участках работали буфеты.

Раису Михайловну закрепили за Серпейским избирательным участком. Открывался он, как и все, в 6 часов утра, и к этому времени у дверей уже стояли люди. Часам к одиннадцати исполнившие свой гражданский долг собирались в Доме культуры, где выступала агитбригада. Развлекательная программа продолжалась танцами, плясками под гармошку, показом кинофильма.

Высокая явка

Раиса Александрушкина вспоминает, как проходили выборы в те годы.

– Тогда существовала единственная партия, потому на одно место претендовал всего один кандидат – «достойный представитель блока коммунистов и беспартийных, активный общественник, ударник коммунистического труда, хороший семьянин». Игнорирование выборов считалось чем-то вроде асоциального поведения. Явка была почти стопроцентной. Такой высокий результат был связан с большой работой, проводимой накануне. Во-первых, кандидаты выдвигались в трудовых коллективах. И даже генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу, чтобы стать кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, нужно было ехать на собрание какого-нибудь трудового коллектива и выступать перед ним со своей программной речью, а потом выслушивать наказы. И только после этого трудовой коллектив принимал решение. Во-вторых, везде висели большие плакаты, призывающие граждан осуществить волеизъявление. В-третьих, каждый избиратель по почте несколько раз получал извещение, где, когда, в какое время он должен был проголосовать. По домам и квартирам ходили агитаторы, но они не агитировали за какого-либо кандидата, как сейчас, а выясняли, сколько человек проживают по данному адресу, все ли могут прибыть для голосования на избирательный участок, сверяли со своими списками. Если были больные, которые не могут прийти, сразу записывали в список адреса, куда нужно направить переносную урну. Если кто-то собирался уехать, ему объясняли, где и как получить открепительный талон. Голосование в этот день в СССР проводилось повсеместно – в поездах, в аэропортах, на пароходах и т.д. Вот отсюда и такая высокая явка избирателей. В день выборов возле урн для голосования стояли пионеры, которые отдавали честь, каждому, кто опускал бюллетень. На кабинках висели шторки, но туда заходили единицы. Остальные после получения бюллетеня в руки шли и сразу бросали его в урну. Негласно считалось, что если человек заходит в кабинку, то значит, что-то здесь не то: или против голосует, или пишет жалобу. Проголосовать можно было и за себя, и за супругу, и «за того парня», если он передал вам свой паспорт. Это, хоть и не было официально разрешено, но никак не преследовалось – 99,99% нужно было набирать.

Выборы без жалоб

В памяти Раисы Александрушкиной и первый Всенародный референдум по вопросу сохранения Советского Союза в марте 1991 года, первые выборы президента РСФСР летом того же года.

С девяностых годов прошлого столетия до 2010 года она – неизменный секретарь территориальной избирательной комиссии Мещовского района. Работала в тесном контакте, в одной связке с председателями ТИК Натальей Ретуевой, Евгением Комовым, Татьяной Шевченко, Зоей Соколовой, ее членами Ларисой Кульковой, Надеждой Боровковой, Светланой Барсуковой, Натальей Матюшиной и другими.

Раньше не было компьютеров, итоги подводили с помощью счетных машин и «костяшек», но справлялись, потому что в участковых и территориальных избирательных комиссиях всегда были заняты опытные, знающие, хорошо подкованные во всех отношениях люди. Но без ошибок не обходилось. Приходилось возвращать бюллетени для повторного пересчета. А когда в 1995 году была создана ГАС «Выборы» и с 2000 года в ТИК влилась системный администратор Тамара Мурзина, работать стало удобней и оперативней.

Моя собеседница рассказала об инциденте, который имел место в ее практике:

– Поступила жалоба от жительницы Мещовска, которая в это время болела, что к ней на дом не приехали члены комиссии, хотя заявка была подана заранее. В суете забыли про нее. Женщина оказалась не робкого десятка, настроена была решительно. Грозилась, что пожалуется в областную избирательную комиссию, а это ничего хорошего не сулило. Вместе с председателем ТИК мы несколько раз приходили к ней, извинялись за промах городской комиссии, проявили все свое умение улаживать острые конфликты и, к счастью, жалоба наверх не пошла. Вообще нареканий на действия территориальной избирательной комиссии нашего района из области не поступало. А вот благодарностей – много.

В заключение нашей беседы Раиса Александрушкина пожелала сегодняшним членам ТИК успехов в нелегком деле и четко организовывать все избирательные кампании в районе.

Фото автора.