30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Мосты с будущим

17.05.2019
    К концу 90-х годов стало ясно, что единственный мост через Оку, построенный в 1965 году, не справляется с транспортными потоками, которые переполняют областной центр, порождают пробки и разрушают дорожное покрытие. Калуге понадобились новые мосты и объездное транспортное кольцо. Но решить эту масштабную задачу было возможно лишь при поддержке федерального бюджета.

   Не кольцо, а калужская «капля»

    Идея калужского объездного транспортного кольца начала свою реализацию в 1997 году вместе со строительством мостового перехода через Оку на автомобильной дороге 1Р-132 Калуга - Тула - Михайлов - Рязань. Это и было началом строительства Калужского транспортного кольца, которое на схеме выглядит вовсе не круглым, а имеет форму капли. Строительство мостового перехода продолжалось с 1997 по 2000 год.

    Пропускная способность моста, названного в народе «Пучковским», составила более 14 000 автомобилей в сутки. Но главное новый мост как первая часть будущего объездного транспортного кольца позволил частично освободить центр Калуги от большегрузного транспорта и направить его в объезд.

    Генеральным подрядчиком объекта являлась строительная организация ОАО «Калугатрансмост». Длина нового мостового перехода составила 558,5 метра. После завершения строительства Пучковский мост и часть транспортного обхода находятся на обслуживании Управления автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства. Стоит особенно заметить, что решение о строительстве Пучковского моста в «лихие девяностые», дополненные кризисом 1998 года, было весьма смелым шагом для регионального правительства, к чести которого следует добавить, что грандиозная стройка не останавливалась, несмотря ни на какие окружающие экономические катаклизмы. Но ввод в строй

    Пучковского моста с частью транспортной развязки лишь частично высвободил областной центр от большегрузного транспорта. Поэтому вторым этапом на пути решения этой проблемы стало строительство Южного обхода. В декабре минувшего года состоялось долгожданное открытие Южного обхода Калуги в составе четырёх транспортных развязок (21 км) и третьего моста через Оку (650 м).


    На всем протяжении Южный обход имеет четырёхполосное дорожное движение, современные светодиодные фонари, оградительные барьеры. Строился он генподрядчиком АО «Московская инженерно-строительная компания», так как генподрядчик Пучковского и Гагаринского мостов ОАО «Калугатрансмост» с 2015 года находился в состоянии банкротства. Общий объем вложенных в строительство средств составил 11,5 миллиарда рублей. Ввод в строй Южного обхода позволяет разгрузить Калугу от большегрузного транспорта примерно до 40 тысяч автомобилей в сутки, что составит около 7 миллионов тонн грузов, то есть примерно от 80% всех транспортных потоков, ранее проходивших через областной центр. Кроме того, Южный обход с четырьмя транспортными развязками станет центром новой федеральной трассы, соединяющей Калугу, Тулу, Рязань, Орёл, Смоленскую и Тверскую области.

    Теперь для того, чтобы полностью закольцевать Калугу, осталось построить ещё 21 километр трассы. И эта работа уже идёт.

   Стимулятор роста Правгорода

    Старый Гагаринский мост, построенный в 1965 году, эксплуатировался без капремонта более сорока лет и был наконец признан аварийным. Калуга вплотную подошла к необходимости строительства своего основного моста через Оку. С 31 декабря 2006 года по 31 декабря 2007-го старый мост был закрыт для строительства рядом нового моста параллельно старому. Въезд на Правобережье осуществлялся в этот период через Пучковский мост. Но строительство началось ещё в сентябре 2006 года и продолжалось ровно три года. После окончания строительства нового моста параллельно старому старый разобрали и на его опорах построили второй, новый, мост параллельно первому. Мостовой переход через Оку с транспортной развязкой по улице Гагарина состоял из двух мостов: нового и реконструированного старого. По каждому из них было предусмотрено двухполосное движение. Пропускная способность нового Гагаринского моста составила более 14 тысяч автомобилей в сутки.

    - Мне довелось работать на строительстве Пучковского и Гагаринского мостов, - вспоминает Александр Никишин, бывший прораб ОАО «Калугатрансмост». - Оба эти объекта имели важнейшее значение не только для Калуги, но и для области в целом. Поэтому на строительстве обоих мостов частыми гостями были первые лица области, которые пристально следили за ходом грандиозных строек. Мы не испытывали проблем ни с техникой, ни с материалами, хотя Пучковский мост и строился в кризисный период. Власти строго следили за графиком строек. И наши мостостроители не подвели, выполнили свою работу качественно и в срок. И, хотя нашей организации «Калугатрансмост» сегодня уже нет, но два моста через Оку навсегда сохранят о ней память.  

    Строительство моста проходило в две очереди: первая - строительство нового мостового перехода через Оку (сентябрь 2006 года - декабрь 2007 года); вторая - реконструкция существующего мостового перехода через Оку (декабрь 2007 года - сентябрь 2009 года). Длина моста составила: первая очередь - 654,99 метра, вторая очередь - 640,89 метра. На транспортной развязке по улице Гагарина в рамках данного проекта был построен первый и единственный до сих пор подземный переход, который почти не используется калужанами. Как и в случае с Пучковским мостом, генеральным подрядчиком объекта выступала впоследствии обанкротившаяся организация – ОАО «Калугатрансмост». Новый Гагаринский мост находится на балансе и в оперативном управлении калужских городских властей.

    Значение нового Гагаринского моста невозможно переоценить. Именно он дал новый мощный импульс для развития всего Правобережья, привлечения в этот микрорайон инвесторов и невиданного ранее жилищного строительства. Впрочем, это относится ко всем трём калужским мостам через Оку. Без них сегодня уже невозможно представить областной центр, неотъемлемой частью которого они стали.

Фото из открытых источников.