30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Браво, маэстро!

17.05.2019
    Чтобы послушать знаменитый оркестр Мариинки и, конечно, увидеть маэстро за работой, калужская публика атаковала Концертный зал филармонии за два часа до концерта. И все равно девятисотместный зал не смог вместить всех желающих услышать шедевры мировой классики в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением дирижера и художественного руководителя народного артиста России Валерия Гергиева.

    В этом году фестиваль проходит в восемнадцатый раз, и, наконец, его услышала центральная Россия и Калуга. Маэстро Гергиев признался, что впервые побывал в Рязани и Твери, за Калугой последует Тула. Перед концертом нам удалось расспросить известного дирижера о том, какая музыка выбрана им для калужского зрителя.

    - Во всех программах фестиваля, в каждом городе она своя, доминирует русская музыка. Она - главное оружие нашего молодого коллектива. И, я считаю, в наше благополучное время она еще более необходима, чем когда-то. Мы показываем русских композиторов. Например, замечательные сочинения Сергея Рахманинова. В Калуге мы сыграем его «Симфонические танцы» - произведение, которым восхищаются миллионы людей во всем мире. Оно пронизано любовью к Родине в тревожное время войны.

    В Калуге Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева прошел впервые, хотя сам маэстро не раз бывал в нашем городе и отмечал, что он оставляет у него самые хорошие впечатления.

    Виртуозная игра одного из самых известных и самых гастролирующих оркестров России не оставила равнодушной калужскую публику, готовую слушать великую музыку, даже стоя и сидя на ступеньках амфитеатра. Зал взрывался аплодисментами. Блистательный коллектив исполнил сказочные мелодии Дебюсси, Глиэра, знаменитое «Скерцо» Мендельсона. И, конечно, совершенно потрясающе прозвучали в исполнении петербургских музыкантов «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.

    Оркестровая сюита в трех частях была создана в непростое для мира и самого композитора время, когда фашизм начал свое гибельное шествие по Европе, и завершена  в 1940 году. Это последнее произведение композитора. В «Симфонических танцах» слышны мотивы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», мотивы церковной музыки и, несомненно, тревога за судьбу России, от которой Рахманинов был в то время далеко. Лето 1940 года композитор провел недалеко от Нью-Йорка, в Хантингтоне. Здесь он в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение. Сначала ритмично вступают скрипки, затем им вторят кларнет и фагот как предчувствие разворачивающейся драмы. Экспрессивную мелодию сменяет лирическое звучание деревянных инструментов, напоминающее протяжные русские песни. Здесь публика может слышать и арфу, и колокольцы, что подчеркивает истинно русскую мелодию. Вторая часть – вальс, распевы скрипок и легкие пассажи флейт. Музыка томлений и грез. Третья часть полна скорби, мрачных нот, страха перед ужасами войны. Мерные удары колокола, как метроном, отсчитывающий последние минуты жизни. Но жизнь не сдается – музыка зовет на борьбу и побеждает.

    Губернатор области Анатолий Артамонов поблагодарил маэстро Гергиева за приезд, выразив надежду, что такие концерты в Калуге будут чаще:

    - От имени всех калужан выражаю благодарность за этот замечательный подарок, приуроченный не только к Пасхальным дням, но и к празднику Великой Победы. Спасибо, что вы нашли время, чтобы ещё раз показать высокое искусство любителям музыки и жителям Калужской области.
Глава региона также поздравил дирижера с прошедшим в начале мая днем рождения и вручил ему памятный подарок.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.