17 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

В Госдуме поддержали предложение отрегулировать рекомендательные сервисы в интернете

05.07.2021
В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет.

Речь идет о рекомендательных алгоритмах, формирующих ленту и предлагающих рекламу в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах. По мнению авторов предложения, алгоритмы должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей.

Некоторые эксперты считают, что используя массив информации о пользовательском поведении рекомендательные системы могут целенаправленно формировать потребности человека, влиять на его мнение и выбор. Это может давать экономические преимущества заинтересованной стороне. Кроме того, существует мнение, что при распространении информации рекомендательные системы ограничивают информационное поле пользователя, погружают его в информационный пузырь, максимально комплиментарный убеждениям пользователя. Это ведёт к поляризации общественного мнения, сокращению информированности общества, повышается риск социальных конфликтов.

В ассоциации юристов России уверены, что пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Появление в России соответствующего правового инструментария позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента и в целом сделает российский сегмент интернета более прозрачным и понятным для граждан.

Сегодня механизм работы рекомендательных алгоритмов непрозрачен и непубличен, что оставляет пространство и возможность для манипулирования мнением пользователей в интересах ИТ-компаний. Для того чтобы снизить риски манипуляций было бы полезно ввести механизм общественного наблюдения (контроля) за алгоритмами. В Госдуме сочли регулирование рекомендательных сервисов в том или ином виде необходимым и целесообразным.

Рекомендательный сервис - это веб-сайт, который помогает пользователям ориентироваться в товарах, то есть помогает выбирать то, что будет по душе пользователю, будь-то фильмы, музыка, бытовая техника или что-то еще.
 
Фото из открытых источников.