7 мая, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Старый конь борозды не портит

05.07.2021
Проблема медицинских кадров, особенно в сельской местности, до сих пор стоит очень остро. На многих ФАПах как не было, так и нет фельдшеров. Конечно, помощь жителям оказывается либо фельдшером-совместителем, либо передвижным ФАПом, но это не то же самое, если бы в деревне был свой лекарь. В этой связи беречь тех, кто не уехал и работает в трудных условиях сельской глубинки, - задача такая же важная, как и привлечение молодых специалистов.

Педиатр

Когда 21 год назад я начала писать о наших медиках, успехах и проблемах здравоохранения, в поселке Еленском Хвастовичского района уже 13 лет работал педиатром Магомед Расулов. Родители подопечных его обожали, потому что он относился к их детям с заботой и по-отечески. А детей было много - 750.

Окончив Дагестанский медицинский институт, в 1987 году Магомед Шарипович приехал на Калужскую землю по распределению в числе других тридцати врачей. Но на селе остался он один. Приехал на три года, работает уже 32. Сейчас ему 63 ,и его по-прежнему любят родители маленьких пациентов, хотя детей теперь только 140. Но летом детское население Еленского заметно разрастается - погостить у бабушек-дедушек привозят ребятню из Калуги, Брянска, Орла, родных Хвастовичей. И всех ведут к педиатру: простудился, что-то заболело - Магомед Шарипович не отказывает в приеме и лечении никому. Это же дети, какая разница, где они живут.

Кажется, чего желать доктору - у него есть любимая работа. Но не все так радужно. Оказалось, что у него нет жилья. Как же такое могло случиться?

У разбитого корыта

По приезде в нашу область в Еленском ему дали дом напротив больницы. Он и сейчас стоит. В первую же ночь молодой врач жутко там замерз. Удобств никаких, внутри ничего. Какое-то время Расулов пытался там жить. А потом женился и жил долгое время в доме жены. Почему она не прописала его, не оставила ему вполне приличный дом? Ответ прост - у женщины были наследники. Когда она умерла, Расулов фактически остался без жилья. И хотя дочь его жены не против, чтобы врач жил в доме, теперь принадлежащем ей, проблему это не решает: в доме никаких удобств, туалет на улице, там же душевая кабина, сбитая из досок, где доктор моется в любую погоду. Должен ли педиатр, теперь уже в возрасте, косить траву и чистить дорожки зимой? Он делает то, что лучше всего умеет и за что благодарны ему жители Еленского, - лечит детей.

Главный врач Хвастовичской ЦРБ Людмила Пенькова рассказала, что еще в конце 80-х Расулов мог уехать из поселка, потому что весь район вошел после аварии на Чернобыльской АЭС в зону отселения. Но в Еленском не было педиатра. Он остался. Позже глава готов был дать ему квартиру, но в Хвастовичах. Магомед Шарипович опять не смог оставить детей. Он и по сию пору в Еленском единственный педиатр и надежда всех матерей. Потому что до Хвастовичей 25 километров, а автобусом не так-то просто туда добраться. Но в маленькой участковой больнице Еленского хоть и нет ничего, кроме крохотной лаборатории, где могут, по словам доктора, сделать только общий анализ крови, нет рентгена и другого медоборудования, зато есть опытный доктор. И он внимательно изучает результаты анализов. По его словам, стронций и цезий еще дают о себе знать, у детей до сих пор страдает костно-мышечная система: болят колени, руки, позвоночник.

Молодым - дорога, пожилым - почёт?

В области принята региональная программа, призванная устранить наконец дефицит медицинских кадров. И прежде всего на селе, там, куда не очень-то спешат выпускники медвузов. И, конечно, правильно, что молодым специалистам предлагают теперь сельскую ипотеку, с блестящими условиями, недавно принятыми законодателями, да и программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» работают вполне успешно. Молодые медики, пришедшие работать на село, получают сегодня один миллион рублей подъемных, бюджет помогает с оплатой жилья в поднаем, в выплате процентов по ипотеке.

Меры поддержки и льготы есть, но они больше для молодых, такие специалисты, как Расулов, не всегда могут ими воспользоваться. Он не может снять в Еленском комфортабельное жилье, потому что его там просто нет. И ипотеку ему, пенсионеру, уже никто не даст. Эх, доктор, вам бы скинуть годков 30, а теперь поезд ушел.

Так, может, стоит в условиях дефицита кадров подумать, как поддержать проверенных временем специалистов? В дальних ФАПах, амбулаториях и в таких вот ничем не оборудованных маленьких участковых больницах, как в Еленском, немало медиков в возрасте, ничего никогда не просивших. Расулов выдержал Чернобыль, не уехал, хотя много лет в отпуск нормально уйти не может, потому что он единственный педиатр в Еленском. Может, сейчас стоит попробовать что-то предпринять, чтобы доктор смог, пока еще есть силы, работать. Такие, как он, - столпы нашего здравоохранения. Стоят, как атланты и кариатиды, пока подрастает смена.

14 человек из Хвастовичского района учатся сегодня в медвузах. Только поедет ли кто в Еленский, на край нашего региона? Останется ли работать на селе?

В области реализуются следующие меры социальной поддержки медработников:
  • оплачивается наем жилых помещений;
  • медицинским работникам, работающим в учреждениях здравоохранения в сельской местности, полностью компенсируются расходы на оплату коммунальных услуг;
  •  молодые специалисты в возрасте до 30 лет имеют 10-процентную надбавку к окладу;
  • первые 3 года работы молодым специалистам оказывается материальная поддержка в виде единовременных ежегодных выплат;
  • медицинским работникам, переехавшим в городские населенные пункты с населением до 50 тысяч человек и сельские населенные пункты, ежеквартально будут возмещаться затраты по ипотечным кредитам.
Сумма для врачей составит около 90 тыс. рублей в квартал, для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер ФАПов - около 65 тыс. рублей в квартал. Выплачиваться эти средства будут в течение 5 лет с момента их назначения.

Фото автора.