5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Копируйте, люди добрые, сколько хотите

08.06.2021
Почему на практике официальное оформление замечательных региональных товаров продвигается тяжело и долго - об этом шел разговор в Калужском ЦНТИ.

На чьей стороне закон?

Участники круглого стола, состоявшегося на минувшей неделе в ЦНТИ, услышали любопытный пример защиты бренда. Один предприниматель из города Иванова начал шить постельное белье с изображениями диснеевских мультяшных персонажей. Наверное, он не слышал о праве на интеллектуальную собственность, а может, решил, что Америка находится далеко и ничего не узнает. Но узнала. И компания «Дисней» предъявила к производителю этих изделий претензию за незаконное использование чужих картинок. Пришли представители Министерства внутренних дел, опечатали товар, изъяли его и уничтожили. Еще и штраф назначили.

Такой нешуточный исход возможен лишь при наличии официальной регистрации. А если ее нет? Тогда любой желающий может скопировать все, что ему понравится, и продавать. Без долгих усилий он присваивает уже работающую идею, видя, как востребована продукция на рынке, и нет никакого законного основания остановить ловкача. Есть еще так называемые патентные тролли - они специально выискивают незарегистрированные бренды, уже популярные, сами регистрируют, скажем, патенты или товарные знаки и получают с этого прибыль, даже не производя ничего! Обычная их практика - требовать компенсации за «нарушение» своих прав, то есть они занимаются настоящим вымогательством.

Специалисты, выступавшие в ЦНТИ, объяснили участникам встречи, что зарегистрированный бренд является гарантией государственной защиты от недобросовестных конкурентов. Изделия, скопированные без разрешения, объявляются контрафактными и подлежат уничтожению. Плюс штраф и запрет на дальнейшее производство.

Кстати, можно подать документ о регистрации бренда на таможню. При обнаружении копии, сделанной незаконно, ее арестуют до выяснения обстоятельств.
Кроме того, правовая охрана бренда позволяет поставить эту интеллектуальную собственность на баланс предприятия. Тогда к уставному капиталу, который составлял, допустим, 10 тысяч руб., добавляется нематериальный актив, оцененный в миллион (или даже больше) руб. - столько теперь будет стоить ваша компания. В первую очередь это поможет получать приличные кредиты в банке.

Тарусская загадка

Перечислены еще не все преимущества. Но, если все так прекрасно, почему у нас мало зарегистрированных брендов? И в подобном состоянии находятся многие хорошо зарекомендовавшие себя товары, в том числе производимые в нашей области, пользующиеся высоким спросом. Например, продукция фабрики «Тарусская вышивка».



Фабрике, которая поначалу была небольшой артелью, скоро исполнится 100 лет, а в своих вышивках она является последователем старинного традиционного промысла калужских крестьян. То есть возраст узоров-петухов может исчисляться веками, ведь Таруса ведет свою летопись с 1246 года. Уникальными работами местных вышивальщиц восхищалась Европа, и в 1958 году артель завоевала Золотую медаль Всемирной Брюссельской выставки. Трудно поверить, но самобытные скатерти, полотенца и сарафаны, которые в нашем регионе, безусловно, являются одним из самых ярких брендов, официально этого почетного статуса все еще не имеют.



Прошло почти два года, как были поданы документы на регистрацию. Однако в Минпромторге произошла путаница, и фабрики не оказалось в списке претендентов на охрану НМПТ (наименование места происхождения товара). Фабрику перенесли в список регистрации по географическому указанию (ГУ). Требования к ГУ значительно мягче, чем для НМПТ: необходимо, чтобы хотя бы одна из стадий производства велась на территории данного региона. И все же процесс оформления тянется уже полтора года…

Есть и другие причины долгого пути к получению звания бренда, включая трудности сбора документов. Предприятие должно предоставить аргументированное историческое обоснование своего производства, связать характеристики товара с местом его происхождения, разработать порядок контроля и т.д. Обычно на малом предприятии просто не хватает сотрудников, способных посвятить свое рабочее время этим вопросам.



А ведь официально признанный бренд поднимает не только доход от конкретного продукта, но и статус региона, и его туристическую привлекательность. Даже местный потребитель готов платить больше, доверяя производителю, выпускающему товар неизменно высокого качества.

Докажи, что это бренд!

Еще в 2019 году Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, поручила каждому региону зарегистрировать минимум по два региональных бренда. У нас это до сих пор не получилось. Сейчас в области имеется один бренд с государственной регистрацией - минеральная вода «Козельская». Но дело движется - вот-вот должно быть получено свидетельство на «Тарусскую вышивку». Из народных промыслов еще два бренда находятся на стадии оформления - «Тарусский художник» и «Хлудневская игрушка». Может, к концу года получится.

Конечно, это не так много, лидеры по числу брендов - и Вологда, и Астрахань, и Тула - нас значительно опережают. И все же есть хорошая перспектива догнать их и перегнать.



Фотографии предоставлены Домом народного творчества и кино «Центральный», г. Калуга.