3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Сильнее времени

11.05.2021
Судьбы, опаленные войной… Короткая фраза. Но сколько же в ней смысла! Горе и боль потерь, доблесть и мужество, гордость за Родину и… память. Наша с вами память, которая не должна, не имеет права угаснуть за давностью лет. Об участнике войны, ефрейторе Михаиле Семеновиче КОЗИНОВЕ, рассказывает его сын, юхновчанин Александр Михайлович.

Крестьянские корни

Отец родился в деревне, в большой семье. Простой быт, физический труд - как и у многих людей в то время. Папа рос любознательным и смышленым ребенком. Окончил три класса церковно-приходской школы, владел грамотой. Среди односельчан считался образованным, поэтому к нему частенько приходили соседи с просьбой написать письмо, прочитать заметку в газете, помочь составить документы.

Когда пришла пора заводить собственную семью, отцу повезло: встретил ту единственную, с которой прожил всю жизнь душа в душу. Молодые мечтали о большой семье, поэтому один за другим родилось пятеро детей. Моя мама, Пелагея Львовна, - мать-героиня трех степеней. Тяжело было, приходилось много работать, чтобы дети ни в чем не нуждались. Но родители никогда не жаловались, для них было настоящим счастьем заботиться о большом семействе.

На защите Родины

Простые земные радости перечеркнула война с Финляндией в 1939 году. Отца призвали в армию. Вспоминал, как от Кишинева их войска шли пешком до финской границы.

И только стали забываться пропахшие порохом дни и ночи, как на страну обрушилась новая страшная беда - война с фашистской Германией. 26 июня 1941 года Михаила Семеновича вновь призвали на фронт. Попал в ряды 29-й гвардейской тяжелой пушечной артиллерийской бригады Западного фронта.

1 ноября 1943 года старший телефонист 5-й батареи 2-го дивизиона гвардии ефрейтор Козинов представлен к медали «За боевые заслуги». В наградном листе значится: «В боях на подступах к Смоленску, работая начальником связи, под сильным обстрелом со стороны противника соединил до 60 порывов телефонного кабеля. 24 сентября 43-го при переправе через Днепр и поломке стрелы прицепа благодаря находчивости и мужеству исправил повреждения и снаряды своевременно были доставлены».

В январе 1945-го отец получил еще одну высокую награду - медаль «За отвагу». В наградном листе записано: «…особенно отличился в боях в районе Аксари и Лаздрувас (Лат. ССР). Под огнем противника связал 26 порывов линии, чем обеспечил бесперебойную связь, и батарея в этом бою подавила огонь четырех вражеских батарей и сорвала контратаку в районе Лаздрувас. 24 декабря 44-го при наступлении на хутор Муцениэки тов. Козинов не уходил с линии в течение 10 часов, устранив 224 порыва. Батарея выполнила боевую задачу и позволила пехоте почти без потерь занять хутор».

Среди наград отца - орден Отечественной войны, медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Японией».

На войне как на войне

Через многое пришлось пройти солдату. Были и тяжелые моменты, но бывали и такие, которые вспоминал с радостью. Например, случай, который произошел с ним в боях под Москвой, в районе Можайска. Однажды во время короткого затишья вызвал отца полковник.

- Сын есть? Иваном кличут? - спрашивает.

- Да, - подтвердил растерянный боец.

Полковник хитро прищурился:

- Был я в соседней части, там солдата вызывали по фамилии Козинов. Сходи, повидайся.

Так нежданно-негаданно состоялась короткая встреча родных людей. Бесконечное множество фронтовых дорог сошлось в одной точке. Случайность? Наверное… Потом полковник предлагал отцу перейти в ту часть, воевать рядом с сыном.

- Нельзя нам сражаться вместе, - отказался старший Козинов. - Если убьет, то обоих сразу, а так есть шанс, что хотя бы один останется в живых и вернется домой, чтобы поддержать семью. Как она без кормильцев?

Но судьба оказалась милосердна: оба встретились уже после войны на родной земле. Мой брат, Иван Михайлович, воевал в районе Харькова, форсировал Днепр, освобождал Киев. Встретил Победу в Австрии. Живым и невредимым вернулся домой в 1946 году. Всю жизнь работал начальником почты.

Долгожданный мир

После победы над фашистами и войны с Японией в 1945 году отец наконец вернулся в родную деревню. И сразу включился в работу.

Стояла осенняя пора. В колхозе было дел невпроворот. Да и семья нуждалась в крепких хозяйских руках. Голодное время. Кругом разруха. Но люди верили в светлое будущее - после тяжелых испытаний работа на созидание была только в радость.

Жизнь продолжалась. Через какое-то время в семье появился я. Родители держали огромное подворье. Земли - соток 40. Большой сад: яблони, груши, вишни. Мама выходила на работу в колхоз только летом, в горячий сезон, в остальное время занималась домом и детьми. Отец ездил на заработки в Москву, трудился там на кирпичном заводе. В родном хозяйстве был бригадиром полеводческой бригады, заведовал складами, фермой.

- Куда партия пошлет, туда и иду, - так говорил.

Часто встречался со школьниками, рассказывал о боевом пути.

Память жива

Какими остались родители в моей памяти? Скромными, уважительными людьми, невероятными тружениками. Они никогда не ссорились, старались все решать сообща. Всех нас выучили, поставили на ноги, как бы ни было тяжело. Простые, бесхитростные, прямолинейные. Я всегда старался жить так, чтобы они гордились мною. И свою семью строил по их принципам.

…Каждый год мои внуки с гордостью шагают с портретом прадеда в строю «Бессмертного полка». Не прерывается ниточка памяти…

Фото из архива семьи Козиновых.