От калужского писца до Библии Гутенберга
26.04.2019
Представленная в Российской государственной библиотеке (бывшей библиотеке имени В.И. Ленина) уникальная экспозиция последовательно знакомит посетителей с этапами создания рукописных книг в Древней Руси начиная с изготовления листов, чернил и красок и заканчивая украшением обложек.
Сергей Нелюбов:
- Я не первый раз в стенах этого здания и горжусь тем, что мою работу здесь оценили и запомнили. Сегодня я представляю выставку «Рисование словес», рассказывающую о материалах и технике книжного дела на Руси, искусстве создания рукописных книг в нашей стране. К сожалению, эта область культуры у нас не очень раскрыта. Я попытался своей выставкой восполнить этот пробел.
- Я не первый раз в стенах этого здания и горжусь тем, что мою работу здесь оценили и запомнили. Сегодня я представляю выставку «Рисование словес», рассказывающую о материалах и технике книжного дела на Руси, искусстве создания рукописных книг в нашей стране. К сожалению, эта область культуры у нас не очень раскрыта. Я попытался своей выставкой восполнить этот пробел.
Все экспонаты либо являются подлинными предметами своего времени, либо тщательно воссозданы по древним образцам и технологиям. Даже афиша на входе стала рукотворной – её вручную по древним канонам изготовил мастер каллиграфии Андрей Санников.
После знакомства с собранием калужского краеведа, создателя музея русского быта «Вотчина» и эксперта Министерства культуры России Сергея Нелюбова становится понятно, каким тяжёлым и кропотливым был труд по созданию шедевров древнерусской письменности. Представленные на выставке диковины вызывают неподдельный интерес не только у специалистов, но и у обычных людей, интересующихся историей своей страны.
На церемонии открытия Наталья Самойленко, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по выставочной деятельности, назвала калужскую экспозицию предпоказом к стартовавшей через неделю громкой премьере - выставке «Библия Гутенберга: начало нового времени». 16 апреля она открылась в Ивановском зале Российской государственной библиотеки.
В своём собрании Сергей Нелюбов постарался максимально наглядно отобразить всё, что имеет какое-либо отношение к развитию древнерусской письменности. Особенно интересно, что большинство экспонатов было обнаружено на территории Калужской области, а остальные – могли использоваться на её территории.
Переходя от стенда к стенду, посетители выставки постепенно втягиваются в процесс создания старинных рукописных документов.
Первыми выставку «Рисование словес» по достоинству оценили эксперты – участники проходившего в библиотеке ежегодного международного семинара «Реставрация документа. Консерватизм и инновации».
250 специалистов из тридцати регионов России, а также зарубежные участники – реставраторы и хранители фондов из Словакии, Италии, Грузии, Армении, Латвии и ряда других стран – остались настолько впечатлены увиденным, что организаторы приняли решение продлить работу выставки ещё на неделю.
Кстати, после недели успешной работы экспозицию «Рисование словес» включили в программу экскурсий для посетителей выставки «Библия Гутенберга».
Наталья Самойленко:
- Этот проект возник по многочисленным просьбам посетителей нашей библиотеки. В прошлом году в нашем Музее книги состоялась первая мини-выставка из собрания калужского краеведа Сергея Нелюбова, которая привлекла внимание посетителей и стала любимой у наших сотрудников. Поэтому я рада, что сегодня мы представляем её в более расширенном варианте. Выставка действительно чрезвычайно интересна, и я уверена, что она привлечёт внимание не только специалистов, но и широкой публики.
- Этот проект возник по многочисленным просьбам посетителей нашей библиотеки. В прошлом году в нашем Музее книги состоялась первая мини-выставка из собрания калужского краеведа Сергея Нелюбова, которая привлекла внимание посетителей и стала любимой у наших сотрудников. Поэтому я рада, что сегодня мы представляем её в более расширенном варианте. Выставка действительно чрезвычайно интересна, и я уверена, что она привлечёт внимание не только специалистов, но и широкой публики.
Фото автора.