3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Разделённые рельсами

19.04.2021
– По первому пути. Из Москвы!

– Скорее на платформу, – берет меня за руку майор полиции Вереина.

Бьет в лицо не по-апрельски холодный ветер. Хочется отвернуться и поглубже надвинуть капюшон. И не только мне. Несмотря на рабочий полдень, по настилу через пути снуют люди.  Железная дорогая фактически разделяет калужский микрорайон Азарово. На работу, в школу, в магазин жители ходят по единственному переходу на станции или прямо по полотну.

– К сожалению, здесь, на станции, полгода не проходит, чтобы кто-то не попал под поезд, – говорит Светлана Вереина. – В середине февраля 2021-го погиб мужчина. 

Пути через пути

Вместе с сотрудниками Калужского линейного отдела МВД России на транспорте мы приехали на станцию Азарово в рейд. Вооружившись памятками и буклетами о безопасности на железной дороге, полицейские пошли в народ. 

 – Молодой человек, вы знаете, что переходить пути в наушниках, в капюшоне опасно?

 – Да, они у меня выключены. А чему быть, того не миновать.

 – Берегите себя. Жизнь того стоит. Пару лет назад на этом месте 17-летнего юношу поезд сбил насмерть. Шел, как вы, в наушниках, в капюшоне. Не услышал…

 – Санкции за нарушения как были, так и остались символическими – от предупреждения до штрафа в размере 100 рублей, а последствия трагические, – вздохнул Максим Салтыков, старший инспектор отделения по делам несовершеннолетних, когда наш визави ушел.  

Спешившие на работу женщины пожаловались на лестницу, которая ведет от дороги на противоположной от касс стороне, к переходу: «Когда же ее отремонтируют?!»  И действительно – настоящий «скалодром». Чтобы не рисковать, народ идет через автомобильный въезд. Как объяснил начальник станции Азарово Сергей Андреев, лестница не входит в полутораметровый отвод железной дороги и находится в ведении муниципалитета.

 – Есть у нас и народные тропы. Чтобы сократить расстояние, граждане прыгают с платформы, ходят через пути, – посетовал Сергей Валентинович. – Хотя установлены предупреждающие знаки, речевой информатор, который предупреждает о прибытии поездов. Но по просьбе жителей мы отключаем его в ночное время, поскольку здесь поблизости расположено много жилых домов

 – По второму пути. Из Сухиничей, – напомнил о себе речевой информатор.

Идем на популярную народную тропу метрах в 300, у самого «горла» – так железнодорожники называют сужение полотна. 

 – А вот и нарушители!

По тропинке с крутого склона напротив спускались три пожилые женщины. Спокойно, привычным шагом перешли пути и очень удивились, когда их остановили полицейские. Тут бы разразиться гневом праведным, но… Делать большой крюк до железнодорожного перехода старым людям правда тяжело. Единственного пешеходного перехода через железную дорогу в этом густонаселенном районе явно недостаточно. Жаль, здесь нельзя воспользоваться гениальным решением физика-ядерщика Курчатова, который дождался, пока сотрудники его института сами протопчут нужные им дорожки на газонах, и только потом дал команду заасфальтировать их.

Прирельсовая жизнь

Улица Прирельсовая – не выдумка. Она проходит в Азарове аккурат вдоль путей. За что, скорее всего, и получила свое название. Дома от полотна отделяют полоса земли, по большей части заросшая кустарником, да автомобильная дорога.

 – Особое беспокойство вызывает у нас детская площадка рядом с путями, – говорит Светлана Вереина. Светлана Алексеевна возглавляет в линейном отделе отделение по делам несовершеннолетних. – Ребятишкам из окрестных домов она, конечно, нужна. Вопрос, как обеспечить их безопасность.

Горка, карусели, качели… Когда-то вокруг была натянута сетка. Сейчас от нее мало что осталось. Транспортные полицейские регулярно отправляют письма в муниципалитет, чтобы выяснить, в чьем ведении площадка находится, и заставить привести её в порядок.

 – А еще у нас в области такие проблемные «прирельсовые» территории есть? – спрашиваю я.

 – Тихонова пустынь – больной вопрос, – отвечает Светлана Вереина. – Станция и платформа с двух сторон окружены путями. В дачный сезон население вырастает в разы. Часто под поезд попадают пожилые люди, уставшие, с кладью возвращавшиеся с дач. Местные жители ходят через пути в магазин, дети – в школу. Движение интенсивное, недалеко до беды. Я знаю, что уже несколько лет люди поднимают вопрос строительства в Тихоновой пустыни переходного моста, но пока ситуация не меняется. Там, где станции в населенных пунктах, должно быть ограждение и звуковое оповещение. В Брянске изыскали средства и огородили все станции, которые попадают в городскую черту. Мы могли бы многих бед избежать. 

 – А что же в Азарове?

 – Мы были в Москве и обращали внимание на нашу проблему. Ограждение станции запланировано, – рассказал начальник станции Сергей Андреев. – Но пока такие конструкции устанавливаются на более крупных объектах. Что касается звукового оповещения о приближающихся поездах, то еще нет финансирования. Это сложная работа – прокладка кабелей, установка и подключение оборудования.

К теме безопасности на железной дороге мы обращаемся далеко не первый раз. Российская практика показывает и калужская подтверждает, что особенно остро проблема пренебрежения безопасностью на путях стоит в населенных пунктах, которые разделены рельсами. С одной стороны, граждане годами живут рядом с железной дорогой, привыкли к ней, переходят полотно, где удобно.  С другой – еще далеко не все меры приняты, чтобы обезопасить людей. Вопросы обсуждались на областном уровне, на межведомственных совещаниях. И, кажется, поезд тронулся – на станции Балабаново, где пути проходят через город, где происходило много несчастных случаев, наконец навели порядок. Долго ли ждать Азарову, Тихоновой Пустыни? 



Фото: Георгий ОРЛОВ.