6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Дорога, рекреация, городской квартал

23.04.2019
    Калуга по-прежнему остается одним из немногих городов центральной России, стоящим на реке, но не имеющим набережной. Разбираемся, почему так получилось.

   Нужна концепция

    Если вспомнить недавнее советское прошлое, то следует заметить, что набережная на Оке все-таки существовала, та, что сейчас в районе Гагаринского моста. Она была построена в конце 70-х – начале 80-х годов. Потом и Ока обмелела, и времена изменились, поэтому дальше дело не пошло. То, что было, тоже пришло в запустение.

    Но жить в городе на реке и не иметь нормальной набережной – это нонсенс, поэтому несколько лет назад были предприняты попытки создания современной набережной. Даже обсуждались предварительные проекты, как она могла бы выглядеть.

    В любом случае для Калуги она стала бы одним из основных городских и самым масштабным проектом, которые ранее никогда не реализовывались. Нужна была обстоятельная концепция развития этого участка города, но выработать ее по разным причинам не удалось. Именно это обстоятельство до сих пор служит главным препятствием, почему набережная в областном центре не строится. Тем не менее профессиональное сообщество над концепцией набережной работает до сих пор, а в последнее время очень активно. Как нам стало известно, она будет представлена на майской международной архитектурной выставке в Москве, где Калуга заявлена в качестве почетного гостя.
Пока же мы хотим вспомнить, какие варианты строительства набережной предлагались ранее.

   Просто мост

    Всего их можно разделить на три типа. Самый простой вариант – это строительство протяженной автодороги от Гагаринского до Пучковского моста, местами на опорах. Ее главная цель - разгрузка центральной части города от транспорта. Однако это предложение сразу же натолкнулось на серьезные возражения. Во-первых, прибрежная полоса реки осталась бы такой же депрессионной, как и сейчас. Во-вторых, уход за дорогой, особенно в зимнее время, неизбежно привел бы к загрязнению берега. К тому же сейчас у нас появился Южный обход, и актуальность такой транспортной связки сильно снизилась.

   Парк с выходом к реке

    Второй вариант - строительство автодороги, на одном из участков которой предполагалась бы рекреационная зона с выходом к реке в районе парка культуры и отдыха. В Калуге принято решение об организации большой парковой зоны от нового городского парка на улице Марата с выходом в Березуйский овраг, который планируется благоустроить и привести в привлекательное для отдыха горожан состояние в ближайшие годы. С учетом этого через несколько лет в областном центре могла бы появиться уникальная рекреационная зона.

    Однако, рассматривая оба варианта, никто не задавался вопросами: а что будет с прилегающими к автодороге-набережной территориями, как будет существовать эта рекреация зимой, не слишком ли убыточно будет ее содержание и, самое главное – чем ее наполнить?

    Вопросы эти не праздные, поскольку это историческая часть, тот самый «маленький Константинополь», о котором говорил Гоголь, подразумевая вид на Калугу с правого берега. Важно его не разрушить и в то же время развивать.

   Депрессионную территорию можно оживить

    Учитывая то, что у этой протяженной территории масса собственников, существует большая вероятность, что каждый из них будет строить здесь все что хочет, не придерживаясь никакой концепции. Всего этого поможет избежать третий вариант – комплексный. Он предусматривает строительство жилых кварталов на левом берегу Оки, автодороги и спусков к воде для отдыха на ней. Это самый сложный, дорогостоящий, долговременный, но и самый привлекательный вариант. Для его осуществления необходима целая городская программа, которая должна учесть все инженерные и другие вопросы, а для этого – подготовить депрессионную сегодня территорию к инвестиционному освоению и реновации, порезать на лоты с определенной высотностью, зонами общественных центров и другими составляющими. В результате город может существенно преобразиться. Главное – чтобы над таким проектом работали компетентные специалисты.

Улица на договорных началах

    Вот что думает о концепции калужской набережной Оки известный московский архитектор Илья Заливухин:

    - Тема освоения территории в Калуге вдоль берега Оки от одного моста до другого очень привлекательна. Мне кажется, что здесь нужна вовсе не дорога, а обычная городская улица с дорожным движением – знаками, пешеходными переходами в сторону воды. Ее сделать сложно, но возможно. Это именно то, что необходимо для этой территории, которая представляет собой привлекательную часть города, сегодня никак не осваиваемую. 

    Для этого нужно разработать некий договор между городской властью, собственниками и общественностью и в будущем превратить ее в некую жилищную и парковую зону со смотровыми площадками и т.д., чтобы она могла стать частью городской среды, причем одной из самых ее привлекательных. Естественно, здесь останутся имеющиеся архитектурные памятники, потому что они дают дополнительную капитализацию. Это известный факт, что квартиры с видами на памятники архитектуры, а тем более на набережной, самые дорогие.

    Уважаемые читатели!

    А что думаете вы по поводу набережной Оки в Калуге? Какой, по-вашему, она должна быть? Свои мнения вы можете присылать на электронный адрес: contact@vest-news.ru с пометкой «набережная».