15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Бойран, тин-вистл и велосипед: как из Жиздры попасть в … эпоху Ренессанса?

04.03.2021

В феврале на заснеженных улочках провинциального городка меньше всего ожидаешь увидеть велосипедиста. Снег похрустывал под колесами «обутого» по погоде байка. За спиной у седока длинный кофр, полный разнокалиберных, как выяснилось потом, флейт. Нам на встречу спешил Александр Снегирев, преподаватель Жиздринского Дома детского творчества. Машина времени набирала обороты…

 

Забытые мелодии для флейты

Мерно ухает барабан, блок-флейтам вторят скрипки. Старательно выводят мелодию юные музыканты. Еще секунда - и появятся танцующие пары в старинных одеждах. Но… экран гаснет.

- Это аллеманда. Очень популярный в эпоху Ренессанса немецкий танец. Наш «Фолк-ансамбль» исполняет произведение из сборника Тильмана Сусато, XVI век. А клип сняли сами, вместе с ребятами из видеостудии, - возвращает нас в век XXI Александр Анатольевич.

Его рабочий кабинет в Доме детского творчества (ДДТ – не путать с рок-группой) -настоящее чрево машины времени. Гусли, мандолина, окарины, волынка и другие щипковые и духовые соседствуют с компьютерами, фото- и видеокамерами, проекторами. Музыка, фотография, видео, туризм – диапазон направлений у педагога широкий. Мальчишки и девчонки играют на разных инструментах, снимают фото и видео, участвуют в работе над новостными выпусками и весьма успешно в различных конкурсах. Путешествуют во времени и пространстве.

- Три года назад решили наши велопоходы с концертами объединить. Ездим летом по школам района, знакомим детей с музыкой народов мира. Проект называется «Мы - бродячие артисты», - рассказывает Александр. – Я удивился, но некоторые сельские ребятишки даже гитару живьем не видели. Поэтому наши выступления заканчиваются   флешмобом – инструменты можно не только в руках подержать, но и поиграть на них. За один мастер-класс, конечно, инструмент не освоишь, но интерес появился - на занятия стали приезжать ребята из деревень.

Как дети, дули в флейты, выстукивали ритм на бубнах и барабанах члены судейской комиссии областного конкурса педагогов дополнительного образования. В 2011 году Александр вошел в число призеров областного конкурса «Сердце отдаю детям», а детское жюри отдало ему приз своих симпатий. В 2017-м он стал призером областного педагогического конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание…».

- Что сейчас слушают Жиздринские подростки? Рэп? Кей-поп? Музыку из аниме?

- Я бы сказал, они полиглоты - сегодня рэп, завтра средневековые баллады. Для них музыка не предмет фана, как для нас в свое время рок, - ответил он.

 

Путешествие из Петербурга

Сумки с тетрадками – в угол. Гитара. Ударные. Три часа рока в день. В таком режиме жил 16-летний Саша. Они с братом организовали свою рок-группу «Край света». Их родной Питер конца 80 – начала 90-х был пронизан этой музыкой. Адрес - Рубинштейна, 13, знали практически все – здесь находился Ленинградский рок-клуб. Вступили в него братья Снегиревы за год до закрытия, в 1990-м.

Вообще-то свое профессиональное будущее с музыкой Александр связывать не собирался – учился в ПТУ на автослесаря. А гитара? Ну, кто не переписывал в тетрадку аккорды, не бренчал во дворе... Поступил в лесотехническую академию с богатыми, надо сказать, музыкальными традициями (оттуда вышли группа «Россияне», Аркадий Северный). В какой-то момент интерес на себя перетянула киносъемка – окончил курсы телеоператоров при Ленинградском институте кино и телевидения. Но музыка звала нежным голосом блок-флейты.

- Блок-флейта – мой любимый инструмент, - говорит Александр. - Меня сразу зацепил ее звук, будто что-то зовет из далекого прошлого, он несет в себе одновременно и дыхание ушедших эпох Средневековья, и Барокко, и простоту народных наигрышей. Все инструменты я осваивал по принципу - узнаешь, где какие ноты, и перекладываешь на новый инструмент. Сначала купил себе простенькую пластиковую блок-флейту, затем - деревянную немецкую. Друг из Сухиничей Алексей Петров, регент церковного хора, сказал: «Найди для нее ее родную, старинную музыку!» В Питере, в маленьком магазинчике, мне попался сборник XVI века для квартета блок-флейт. Целый мир для себя открыл. Я на этом материале сейчас детей учу. Вот так от рока пришел к фолку, музыке Cредневековья, эпохи Ренессанса и немного барокко. Успел поиграть в различных питерских уличных фолк-группах: “Ad Libitum”, «Старый нектар», собрал блок-флейтовый квартет. В Москве играл в группе о. Сергея Троицкого.

Александр первый раз приехал в Калужскую область в 1991 году. Восстанавливалась Оптина пустынь. Поднимать ее из руин собирались люди со всей России и не только. Жили в палатках лагерем в окрестностях монастыря. О том, что есть такой город Жиздра, Александр узнал от новых знакомых. Раз заехал в гости, другой…

- Я «врастал» в Жиздру постепенно. Но сразу что-то родное почувствовал. Я с окраины Питера, из Красного села. От нашего дома поле на две стороны. Отец мой родом из деревни (из Псковской области), душой к ней всегда тяготел. Там все проще, понятней…

 

Радуга... звуков

Как фокусник из шляпы, он вытаскивал из кофров разные инструменты. Наконец-то мы узнали, что тин-вистл – ирландская свирель, с чуть хриплым голосом, бойран – кельтский барабан, под который лихо отплясывать жигу и рил. Но родные гусли в выразительности им не уступят.

- Когда я учился в лесотехнической академии на инженера музыкальной промышленности, мечтал производство гуслей поставить на поток. На них играть проще, чем на гитаре, - лады не надо зажимать. Сложно только настраивать, - улыбнувшись, Александр провел по струнам.

Волынок в его коллекции оказалось две: одна привычная с кожаным бурюком, вторая – китайская, из тыквы (называется хулуси).

- До последнего времени коров в Жиздре собирали при помощи…. горна. Коровы на него хорошо откликались, - улыбается Александр Анатольевич. – Резкие, протяжные звуки издают практически все пастушьи духовые инструменты. Волынки из их числа. Это сейчас они по большей части ассоциируются с Шотландией, в старые времена волынку можно было услышать в каждой русской деревне. Как и скрипку. В разряд «благородных» скрипка попала только с конца XVII века, а до этого была популярным скоморошьим инструментом.

У старинной поперечной флейты слабый голос и немощная «плоть». Попала она в Жиздру из Германии.

- Трофейная! - показывает инструмент Александр. - Мне ее подарил внук ветерана Великой Отечественной. Его дед участвовал во взятии Берлина. Оттуда они с сослуживцем привезли флейту и аккордеон.

Долго еще донимали мы вопросами нашего визави. К нашему разговору, естественно, присоединилась музыка – звучало все: от голосистых африканских барабанов до медитативного глюкофона (изобретение нового века, делается из отслуживших свой срок газовых баллонов).

- Александр Анатольевич, может человек прожить без музыки?

- Наша жизнь, подобно музыке, основывается на ритме и тоне. Ритм дня и ночи, времен года и тон нашего настроения и ощущения жизни. Музыка - это и мечта об идеальном мире, и модель Вселенной.

 

Фото Владимира Кормильцева.

 

Еще больше фото и видео на сайте «КГВ».