5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Психотропный сон Мольера в Калуге

31.12.2020
Я шла на «Мизантропа» с предубеждением. Судя по фото, постановка далека от мольеровских времен: непонятные декорации, блестки, костюмы... Да, я часто сужу книгу по обложке, но, признайтесь, все так делают. Новый для калужской драмы режиссер, Евгений Маленчев, заставил зрителей почувствовать другой театр и понять, что произведение, написанное четыре века назад, будет актуально и сегодня. Долгожданная, объявленная еще в марте, постановка наконец вышла в свет.

Все актеры выходят на сцену в начале, главный герой читает Маяковского, на фоне играет Daft Punk, все танцуют электро, гигантские серебряные лобстеры лежат на полу и висят на стенах огромной коробки, стоящей посреди сцены. Представляете? Там еще и пальмы были! Тоже серебряные… Если что, это не сон Мольера под психотропными веществами, а реальный спектакль в калужской драме. Я бы сказала, выдержат не все. Но я смогла, ведь все вышеперечисленное происходило не одновременно.

Спектакль нужно воспринимать буквально. Никаких скрытых смыслов. Комедия написана в стихах, а что может быть проще для восприятия, чем вся суть пьесы, изложенная в рифмах? Любители искать сено в стоге иголок ушли, не дождавшись антракта. А я осталась, пораженная, завороженная и еще какая-то –нная.

Для тех, кто не знает суть пьесы: Альцесту надоело лицемерие всех вокруг. Он считает, что правда – высшая сила, а из-за минутной лжи возникает куча проблем. Его друг Филинт думает иначе, он хвалит бездарные стихи поэта Оронта, хотя сам видит, какие они. И так поступает большинство. Нам легче сказать, что знакомому очень идет новый прикид, чтобы не объяснять причины, почему не стоит в этом даже спать. Отсюда возникает лицемерие, ложь, которой все питаются, сами того не замечая. Мы так привыкли. Так что пьеса Мольера, написанная в 1666 году, актуальна до сих пор.

Я все это пишу, а в голове четкие образы всех персонажей. Актерский состав подобран идеально (без преувеличений). Может, я и не рыдала бы в конце спектакля, если бы его играли незнакомые лица. Но здесь собрались известные актеры нашего драмтеатра, и они меня поразили, показались мне в совершенно другом свете.

Персонажа с самой тонкой душой, Альцеста, сыграл Вячеслав Соколов. Прямо на сцене из состояния спокойствия он входил в состояние полного разрыва души, сцены и зрительских сердец. Роль его друга и советчика Филинта была отведена Кириллу Бессонову. Он – человек, находящийся между другом и обществом, пытающийся угодить всем и в то же время не угождающий никому. Он сам по себе в этой истории.

Тонкая натура, поэт и по совместительству звезда балета этого спектакля Оронт в исполнении Дмитрия Казанцева, как по мне, самый примечательный герой «Мизантропа». Его образ максимально гиперболизирован: золотые пачка и корона из белых перьев, в руках - кукольная мелодика (синтезатор с дудкой). То, что нужно для чувственного поэта семнадцатого века. Прозвучало иронично, но мне действительно понравилось. Надо было себе на выпускной такой костюм шить…

О, Зоя Останина! Другого исполнения роли главной мужской любимицы Селимены я не смогу представить. Её интонация, мимика и движения завораживали. А когда рядом с героиней появились Акаст и Клитандр, все стало в разы живее. Казалось бы, достаточно странный дуэт: Роман Чечерин и Захар Машненков. Но как же они импонировали друг другу!

Комедия, поставленная Маленчевым – единственный спектакль, который показался мне слишком быстрым, несмотря на длительность в два с половиной часа. Столько смеха и слез не вызвала у меня ни одна постановка. Не знаю, чего ожидали остальные зрители, но я и не надеялась на то, что испытаю столько эмоций от пьесы в стихах и актеров с блестками в карманах.

Фото Виктора Кропоткина.