3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

«Клянусь, что ни одна пуля не пройдёт мимо вражеских лбов…»

18.12.2020
    Номер «Козельской правды» от 19 августа 1943 года был обычным: сведения о положении на фронте, о ходе полевых работ, о соревновании между Козельским и Сухиничским районами. «Управляй уборкой, как командир боем» - гласил один из заголовков. Работа в тылу приравнивалась к боям на передовой. Об этом же шла речь во многих письмах с фронта, которые появлялись на страницах районных газет. В том числе в этом. Заголовок, придуманный редакцией, гласил: «Победам на фронте отвечайте победами в тылу».

    «Дорогие земляки!

    Сражаясь на фронте с ненавистным врагом, мы хотим знать, как трудитесь вы на благо Родины, как помогаете Красной армии. Получая свою родную районную газету «Козельская правда», как хорошо себя чувствуем, прочитав вести от земляков, которые воодушевляют нас, бойцов и командиров, на новые боевые подвиги по окончательному разгрому и жестокой мести всем детоубийцам, осквернившим наш родной дом, культуру и нашу свободу своими невиданными в истории человечества зверствами.

    Дорогие товарищи! Вы, работая в тылу, не считаясь со временем, трудитесь не покладая рук от мала до велика, помогаете разгромить озверелый фашизм. Да! Этого требует наш долг перед Родиной, этого требует наш советский народ, временно томящийся в фашистской неволе, этого требуют борцы за Родину, наши доблестные герои, сражающиеся на фронте, не жалея своей жизни для победы.

    Враг еще не добит и окончательно не разгромлен. Так будем же своими самоотверженными делами приближать день и час нашей победы над заклятым врагом: вы в тылу, а мы на фронте».

    Подпись – Г.В. Аржевский, полевая почта 66431 «А».

    Рассказ о судьбах людей и этот конкретный случай порой хранит и доносит до нас смятый клочок бумаги, исписанный расплывшимися темными чернилами. Сохранилось извещение о гибели старшего лейтенанта Григория Васильевича Аржевского. Он значится уроженцем Козельского района Смоленской (ныне Калужской) области, адрес: завод сельхозмашин (в документах упомянуто также имя отца, жившего в Козельске на улице Веденеева). Автор письма был убит в бою за деревню Червонная Дача Кировоградской области 28 октября 1943 года, то есть спустя всего два с небольшим месяца после публикации письма. Похоронен там же. «Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии», – этими словами завершается написанный от руки текст. Он заверен печатью войсковой части.

    Кировоград ныне переименован, он называется Кропивницкий. Область пока сохранила название.

    1 мая 1943 года «Козельская правда» опубликовала письмо еще одного земляка.

    «Дорогие товарищи! Все народы нашей великой Родины праздник 1 Мая встречают в жестокой борьбе с кровожадным и озверелым врагом – германским фашизмом, и в этот день мы, как всегда, поклянемся перед Родиной еще смелее, мужественнее и крепче наносить удары по врагу, чтобы приблизить час победы и отомстить за все злодеяния, творимые немцами. Будем мстить, не жалея сил, жизни, в грядущих боях мы обрушим всю мощь нашей боевой техники на врага. Я клянусь вам, что ни одна пуля, выпущенная мной, не пройдет мимо вражеских лбов».

    Далее следовал тот же призыв отдать все силы для работы, для сбора урожая, чтобы обеспечить им фронт и страну. Письмо написал командир взвода управления артиллерийской батареи 1033-го стрелкового полка 120-й стрелковой дивизии 67-й армии Иван Васильевич Пронякин. В архиве Министерства обороны есть документы о награждении его скромной медалью «За боевые заслуги» и фотокарточка военных лет. «Участвовал в боях за города Смоленск, Москву, Ленинград, имеет две контузии, сотрясение головного мозга, ушиб левой голени, ранен три раза». Далее следуют даты ранений: 20 января 1942 года – в левую ногу, 22 августа 1943 года – в правую руку с переломом кости, что вызвало ограничение движения, 22 марта 1944 года – в правую руку с повреждением нервов. Иван Пронякин родился в 1919-м в деревне Красный Клин. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

    За письмами с фронта, за именами, которые мало что кому-то скажут – сколько лет прошло! – стояли порой очень трагические судьбы.