5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Последний лесничий Калужского бора

18.12.2020
    Всю свою жизнь Иван Николаевич посвятил лесу. Более двенадцати лет он ухаживал за главным памятником природы областного центра – городским бором.
Иван Кулагин закончил Брянский технологический институт по специальности «Инженер лесного хозяйства». С 1978 года работал в Калужском пригородном лесничестве. С 2007 по 2019 год – начальник участка городского лесничества, в ведении которого находился Калужский бор. Ветеран труда, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почётными грамотами министра лесного хозяйства РФ, губернатора региона, в 2014 - 2015 годах помещён на Доску почёта Калужской области.

   Охрана и восстановление

    Обслуживали бор четыре лесничих, за каждым из которых был закреплён свой участок – обход. Ежедневно, независимо от времени года и погоды, они занимались благоустройством уникального лесного массива, выполняли массу незаметной, но необходимой работы.

    На делянках, где плотность сосен была недостаточной, убирали подлесок и высаживали молодые деревья. Саженцы брали не из питомника, а тут же, на территории бора. Молодые сосенки-трёхлетки аккуратно выкапывали и убирали от газопроводов и линий электропередач, чтобы в будущем они не мешали трубам и проводам. Перемещали на новое место, ухаживали за ними. Поэтому и приживаемость у деревьев была хорошей – более 90 процентов. Кулагин как-то подсчитал, что за время работы в бору он с товарищами засадил молодыми соснами в общей сложности около 2,5 гектара. Все они продолжают расти и радовать глаз до сих пор.

    В случае крайней необходимости зимой проводили санитарные рубки. Сосна любит простор, а слишком густой подлесок мешает ей пробиться наверх. Поэтому для лесовосстановления это необходимо. Казалось бы, ничего сложного. Но чтобы завалить сорокаметровое дерево, не повредив окружающий молодняк, тоже нужны специальные навыки.

    Деревья пилили не бездумно, а выборочно, после обязательных консультаций с лесопатологами и экологами. Споры велись жаркие, но в итоге удавалось приходить к устраивающему всех решению.

    - Даже если на высохшей сосне оставалась хотя бы одна живая веточка, мы её не трогали, оставляли в покое, - вспоминает Иван Николаевич.

    Удаляли из бора исключительно сухостой и упавшие деревья, которые захламляли лес, служили прибежищем насекомых-вредителей и в итоге приносили больше вреда, чем пользы. Кроме того, засохший ствол рядом с пешеходной тропой мог упасть на гуляющих по ней людей.

    Не забывали лесничие и о живых обитателях бора: развешивали скворечники и кормушки для птиц, устанавливали специальные защитные конусы над муравейниками и даже бережно разделяли их и переносили на новые места.

   Защита от огня

    Повышенное внимание уделялось противопожарным мерам. Регулярное опахивание минерализованных полос помогало защитить бор в случае пала травы или низового лесного пожара. Лесничие ежедневно объезжали свои участки на велосипедах и следили, чтобы нигде не было загорания. В качестве ещё одной профилактической меры осенью выкашивали траву на опушках, просеках и других пожароопасных участках. За сезон вручную обкашивали до двадцати гектаров. Иначе весной может быть достаточно одной спички, чтобы огонь с сухой травы перекинулся на сосновый молодняк на опушке.

    Особенно внимательно следили за территорией у Яченского водохранилища, где по весне иногда случались палы сухой травы. По-настоящему жарким для лесоохраны стал 2010 год, когда по всей России горели леса и торфяники. Случались возгорания и на подступах к Калужскому бору, иногда одновременно в нескольких местах. Лесничим приходилось постоянно быть начеку, чтобы своевременно ликвидировать угрозы. Для борьбы с огнём у каждого из них имелся ранцевый огнетушитель.

    Постоянной головной болью были и любители шашлыков, которые разводили костры на охраняемой территории. Большинство калужан адекватно реагировали на замечания защитников бора и сами тушили огонь. Но встречались и те, кого приходилось выдворять с помощью милиции. Одного такого буйного пиромана и вовсе увезли в райотдел. Кстати, вскоре после того случая кто-то пытался совершить поджоги в десяти местах вдоль границы лесного массива. Если бы не бдительность лесничих, всё могло закончиться печально.

   Чёрные копатели и наркоманы

    Помимо экологии Калужский бор интересен и с исторической точки зрения. На его территории располагались поселения вятичей, во времена Смуты здесь убили Лжедмитрия II, а в годы Великой Отечественной войны велись бои с гитлеровскими войсками. Неудивительно, что лесной массив как магнит притягивает не только любителей природы, но и чёрных копателей.

    Лесничие регулярно встречали в укромных уголках бора загадочных персонажей с металлоискателями. Проводили с ними разъяснительную работу о том, что любые раскопки на территории памятника природы запрещены законом, и выпроваживали горе-археологов с его территории.

    В последнее время когорту копателей в бору стали активно пополнять калужские наркоманы, которые искали вдоль дорожек и тропинок закладки с наркотиками. В поисках дозы во время ломки эти больные люди копались в земле как кроты, оставляя после себя изрытые участки. Вместе со стражами порядка лесники, как могли, боролись и с этим социальным явлением.

    Нужен постоянный уход

    В результате проведённой в 2019 году реорганизации из Калужского бора убрали лесничих. Иван Кулагин безуспешно пытался убедить руководство в поспешности такого решения. В итоге ухаживать за бором стало некому.

    Текущие работы – обслуживание мусорных контейнеров и уборку упавших на дорожки деревьев - выполняют бригады рабочих, которые приезжают сюда лишь наездами. У них хватает и других объектов, поэтому говорить о какой-то планомерной работе при таком подходе не приходится.

    Неудивительно, что лесовосстановление, противопожарные мероприятия, защита природного мира в Калужском бору пущены на самотёк. Специалистов и экологов это категорически не устраивает. Но решение о необходимости лесничих в Калужском бору принимают, увы, не они.

Фото: Алексей ГОРЮНОВ.